Шнитке - Хржановский - Янкилевский

Nov 24, 2009 19:56

Сегодня, в день рождения Альфреда Шнитке (75 лет всего лишь ему бы исполнилось!) не стану разглагольствовать о значительности этого композитора - его масштаб, по-моему, давно уже ясен и непререкаем.. В каком бы жанре он ни работал, везде получалось что-то незаурядное и значимое.., все пронизывает обнаженный нерв его чувствования..
И даже в самых прикладных, "шутейных", казалось бы, его работах все это непременно присутствует..

Вот и в мультипликации.. В соавторстве с режиссером Андреем Хржановским Шнитке выпустил немало мультфильмов и все они были не просто развлекаловкой (как это нынче принято), а будили разум и души..

Самой значимой их совместной работой получилась знаменитая трилогия по рисункам Пушкина:
"Я к вам лечу воспоминаньем..." (1977), "И с вами снова я..." (1980), "Осень" (1982).

В первых двух из них художником-постановщиком был художник Владимир Янкилевский (не "примазываясь", но все ж с гордостью скажу, что для меня он всегда был просто "дядей Вовой", поскольку и являлся мне родным дядей:)..

Все придумки делались совместно и азартно.. Вот, на фотографии Шнитке и Хржановский (третий, тот что посередине, художник Юрий Нолев-Соболев) в мастерской художника Янкилевского (его же и фото)..
Тут все это, по-моему, прекрасно видно..




А первой их (втроем) совместной работой был мультфильм по басням Крылова - "В мире басен" (1973)



Только в титрах вы не найдете фамилии "Янкилевский".. Художником-постановщиком там значится некто "В. Волосов".. Но это было всего лишь необходимой уловкой во избежание возможных будущих сложностей с показом фильма, ибо Янкилевский, дабы свободно, а не подпольно уже творить, всерьез рассматривал тогда вариант и с эмиграцией.. Поэтому для титров в качестве "псевдонима" была взята девичья фамилия его матери - Волосов..
Но тот, кто знаком с творчеством Янкилевского сразу увидит в рисунках характерный именно его стиль.. А кто не знаком, может ознакомиться на сайте художника - vladimiryankilevsky.com

Вот.., получилось не совсем о Шнитке:)).. Но.., просто.., захотелось внести нотку личного:)).. не так все это далеко от нас)

И, в заключении, несколько цитат из книги "Беседы с Альфредом Шнитке"..

Шнитке о Янкилевском:

"Испытал воздействие искусства В. Янкилевского - прежде всего неисчерпаемо глубокого, но и сильного. Многое знакомо уже давно по частным эпизодам коллективных выставок. Но, собранные вместе, работы взаимно усиливают одна другую, и прежние работы обретают новый смысл, более сильный. Удивительно единство - прежде всего мира (зримого), но и смысла (воспринимаемого ) . Удивительно ощущение многомерности времени, где всегда и миг - одно и то же, а многочисленные реальности - между ними. Замечательна кульминация - белое, белый разрыв в Содоме и Гоморре, откуда струится безобразное (окруженное безобразным ) . И замечателен черный разрыв в центре - тайна по отношению к тайне. И все это мы могли видеть на двадцать пять лет раньше... Но оно не пострадало, это искусство не тонет в однодневной актуальности..."
А. Шнитке Май 1987г.

... и Янкилевский о Шнитке:

"Наши отношения постепенно усложнялись, а начинались с очень простых... Я думаю, что это было примерно в 1965 году, как раз, когда Альфред написал музыку к мультфильму Стеклянная гармоника. Вскоре после этого Андрей Хржановский нас познакомил. Это случилось на улице почему-то. А первой вещью его, которую я услышал, была Скрипичная соната в исполнении Любы Едлиной и Марка Лубоцкого..

Когда я с ним познакомился, то первое впечатление было чисто человеческое: я увидел близкого мне человека по духовной ауре. И даже физиологически он был какой-то близкий, похожий и почти уже родной, как родственник. Немного поговорив со мною, он вызвал очень глубокое доверие, наши разговоры стали сразу очень искренними. Не было того, что называется разведкой боем. И сразу было также видно, что внутри него скрыт гигантский сложный пласт различных представлений о мире, что это личность с очень глубоким миропониманием. И потом, когда я стал знакомиться с его музыкой, каждый раз это работало на раскрытие того запаса, который я в нем почувствовал...

У Альфреда есть всегда бросающаяся в глаза дешифрованность, например, эти парадоксальные соединения, то что он делал и в Первой симфонии: коллажные соединения парадоксальных состояний, мусора музыкального, пошлости и вульгарности - и одновременно глубочайшей. классики. Я думаю, что для многих на этом и останавливается восприятие его музыки. Но за этим лежит, конечно, нечто более глубокое. И когда я говорю о зашифрованности, я имею в виду как раз то, что невидимо на первый взгляд. То, что кроется в его математических расчетах, то, что он делал в Четвертой симфонии , когда использовал песнопения католические, лютеранские и т. д., то, что он делал в Третьей симфонии . Это все вещи, которые при прослушивании не очень понятны для большинства людей. Можно назвать это элитарным, конечно. Я убежден, что искусство во многом действует через п о д с о з н а н и е. Кроме этого внешнего и доступного уровня, который как бы ясен, есть еще уровень подсознания (если это есть в самом произведении, конечно ) . Сейчас есть художники, которые спекулируют на социальной теме. Есть целое направление - соц-арт, pиcyют сepпы и молоты, Стaлинa и Ленинa и так и сяк. Как актуальная фактура это воздействует, возбуждает людей. Но у большинства этих художников нет ничего глубже. Что останется от этого, когда забудут, кто такие были Сталин или Брежнев? Так вот у Альфреда этого нет, ero глубинный слой, гораздо более важный. Я даже думаю, что поверхностный слой он мог бы варьировать, менять как-то, немножко играть с публикой, дразня ее. Это - как маски, которые можно менять, одевать, но за маской есть нечто еще более важное, и это и является трагической основой его творчества..."
В. Янкилевский Октябрь 1989 г.

художники, Янкилевский, Крылов, Шнитке, Пушкин, анима, Хржановский

Previous post Next post
Up