Времени не хватает, но невозможно не отметить вчерашнюю дату - 85 лет со дня кончины Габриэля Форе (12/05/1845 - 04/11/1924), этого поэтичнейшего из композиторов, возможно, как никто другой заслужившего право именоваться "прямым наследником Шопена"..
"Как дивно наблюдать, что делает солнечный свет со скалами, с водой, с деревьями, с полями. Какая изменчивость эффектов, какой блеск и какая бархатистость...
Я хотел бы, чтобы моя музыка была такой же разнообразной...".
И его музыка была именно такой..
"Блеск и бархатистость - это и есть стиль Форе, где гибкость фразы и прозрачность звучания соединяются с абсолютной точностью туше" - писала Маргерит Лонг, великая пианистка, практически и открывшая миру эти музыкальные сокровища..
Послушайте в исполнении Маргерит Лонг два ноктюрна и экспромт Габриэля Форе.. Они вместе работали над нюансировкой, так что это игра максимально приближена к замыслу автора:
Сохранилась и запись игры самого маэстро..
волшебная Павана.., волшебная игра..
Click to view
Или вот еще прелестная четырехручная детская сюита "Долли", написанная между 1893 и 1896 годами и посвященная дочурке его друзей, которую так и звали - Долли (играют Jacqueline Bonneau & Genevieve Joy):
Такая прекрасная музыка, а между тем ее никто практически не знал и не исполнял даже когда композитору было уже почти 60.. (да и сейчас ее не очень-то часто в концертах можно услышать..)
Издатель Аммель, после одного из первых концертов Лонг, полностью составленому из произведений Форе, подошел к пианистке и переполненный удивления воскликнул: "Однако она просто великолепна - эта музыка Форе!"..
Но именно Амель уже более двадцати лет являлся владельцем всех прав на нее..
И сколько горечи и унижения должен был испытывать композитор, когда даже в 1907 году публика, прослушав первое отделение концерта, в котором звучала музыка Равеля, почти в полном составе сбежала со второго, где исполнялся квартет Форе..
А ведь Равель был его учеником..
Но музыка Форе оказалась удивительно современной, оставаясь, одновременно, и хранительницей блестящих французских традиций..
Было бы логично закончить это небольшое воспоминание о композиторе его красивейшим Реквиемом.. Вслушайтесь только.., этой музыке уже больше 120 лет (сочинена в 1886 году).., время сплошной "архаики", казалось бы.., но какое вневременное звучание..
К сожалению, в этом великолепном исполнении хора мальчиков Королевской кэмбриджской капеллы нашлось только четыре номера Реквиема..
Хочу и весь Реквием дать возможность послушать.. В старом, но, по-моему одном из лучших исполнений, с дирижером Клюитенсом: