Вот оно, адекватнейшее выражение человеческого счастья!) - ДЖАЗ!:)
Click to view
Это кадры из американского фильма 1947 года "The Fabulous Dorseys" (Потрясающие Дорси) - псевдобиографической кинокартине о реальных, тем не менее, джазовых музыкантах, братьях Дорси - Джимми и Томми, кларнетисте и тромбонисте, играющих в фильме самих себя (подробнее о братьях можно прочесть здесь -
www.jazzschool.ru/)
В данном фрагменте помимо братьев Дорси участвует еще несколько известнейших джазовых музыкантов, но всех их объединяет центральная фигура грузного чернокожего пианиста - это Арт Тейтум, один из величайших пианистов в истории джаза. И сегодня ему исполняется 100 лет.
Артур Тейтум (Arthur Tatum), ставший впоследствии знаменитым, как Арт Тейтум, родился в Толидо (штат Огайо) 13 октября 1909 года в семье пресвитерианского священника. Отец хорошо играл на гитаре, а мать была пианисткой - сопровождала на фортепиано службы, проводимые ее мужем, так что маленький Артур с детства был погружен в музыкальную атмосферу и уже в три года подбирал на фортепиано религиозные гимны..
Однако, мальчик страдал неизлечимым недугом.. - врожденная катаракта на оба глаза сделала его практически слепым.. Лишь одним глазом он мог различать цвета и контуры предметов.. Поэтому Тейтум учился играть на слух, копируя мелодии звучащие по радио или услышанные от матери..
Недостаточность зрения компенсировалась у ребенка крайне чувствительным слухом, любая звуковая фальш отзывалась в нем физической болью, поэтому родителям приходилось то и дело настраивать домашнее фортепиано, иначе мальчик просто не мог на нем заниматься.. И очень быстро развитая Артуром Тейтумом феноменально быстрая техника никогда не совмещалась у него с грязной игрой.. Всегда только точнейшее воспроизведения всех звуков.. - иначе для него было просто не мыслимо..
Так появился музыкальный феномен под названием "Арт Тейтум", повергавший в изумление своей фантастической техникой всех, кто его слышал.
Например, среди его первых записей есть пьеса "Tiger Rag", исполняемая в темпе, соответствующем 370 ударам метронома в минуту.. Когда ее услышал Владимир Горовиц, то был поражен: "Это немыслимо. Я не верю своим ушам и глазам", воскликнул он.. Через пару дней Горовиц привел послушать Тейтума своего тестя, великого дирижера Артуро Тосканини, тот был изумлен не меньше.. Их потряс фейерверк пассажей и чарующих ярких находок:
Click to view
Сергей Рахманинов и вовсе утверждал, что Тейтум "имеет лучшую технику, чем любой другой из живущих пианистов, и может быть станет самым великим", а Жан Кокто называл его "сумасшедшим Шопеном"..
Что уж говорить об отзывах джазовых музыкантов..
Каунт Бейси называл Тейтума восьмым чудом света.. Дейв Брубек говорил, что шансов увидеть в будущем второго Тейтума ровно столько, сколько увидеть второго Моцарта.. А когда Оскар Питерсон, будучи еще мальчиком, услышал однажды на пластинке игру Тейтума, то не мог после заставить себя прикасаться к фортепиано в течение нескольких недель..
Знаменитый "Фэтс" Уоллер, во многом сам послуживший в свое время образцом для молодого Арта, завидев однажды на своем концерте входящего в зал Тейтума, бросил инструмент и кинулся к тому на встречу со словами: "Я лишь играю на фортепьяно, но в этот вечер Бог в нашем доме."
Click to view
Но Арт Тейтум не был только лишь виртуозным пианистом, он был зачинателем собственного стиля, ставшего во многом отправной точкой для дальнейшего развития и всего джаза. Эксперименты и завоевания в области гармонии - вот что стало главным в его творчестве.. Тейтум не просто импровизировал на определенной гармонической основе, как это было принято до него в джазовой практике. Он перекраивал всю гармоническую структуру мелодии, обрамляя ее последовательностями нестандартных аккордов или цепочками головокружительных пассажей, исполняя порой целую серию из них в отличающейся от первоначальной гармонической структуре, но логически между собой связанных и возвращавших его в определенный момент к основной мелодии..
Click to view
Исполнительская манера Тейтума не слишком подходила для игры в оркестре, и потому он большую часть жизни проработал как сольный исполнитель или выступал в сопровождении небольшой ритм-группы, а также с удовольствием играл в ансамбле с кем-нибудь из джазовых виртуозов..
Сольный альбом Арта Тейтума - "Solos", а также великолепный набор из восьми дисков ансамблевых его выступлений - "The Tatum Group Masterpieces" можно скачать на сайте
intoclassics.net (надо только в строке поиска набрать слово "Тейтум").
Я же хочу выложить тут для прослушивания целиком последний, восьмой диск из этой серии, где Тейтум играет с выдающимся тенор-саксофонистом Бэном Уэбстером (которому, кстати, 27 марта этого года так же исполнилось 100 лет!).
Эта запись, сделанная 11 сентября 1956 года оказалась последней в жизни Арта Тейтума..
Меньше чем через два месяца, 5 ноября 1956 года, в возрасте 47 лет Артур Тейтум скончался в Лос-Анджелесе от уремии, наступившей вследствие отказа почек..