Чюрлёнис - "В лесу"

Jul 03, 2009 20:45

Когда я выставлял тут кантату Чюрлёниса "De profundis", то в качестве литературной иллюстрации к музыке воспользовался инетовским текстом (шоб я еще брал когда чужие тексты!:)), в котором крайне душещипательно было поведано о трагической подоплеке этого сочинения, якобы связанной с драматичной любовной историей композитора..

На самом же деле события развивались, мягко говоря, несколько по-иному..
Варшавский музыкальный институт (позже - Варшавская консерватория) Чюрлёнис закончил в середине 1899 года, когда и прозвучал его "De profundis" в качестве дипломной работы на звание композитора.. Любовных отношений его с Марией Моравской в это время еще ничто не омрачало.. Разве что "подготовка к выпускным экзаменам в консерватории отнимала много времени, поэтому свидания стали реже" (Я.Чюрлёните).. А после получения диплома Чюрлёнис и вовсе заявил Марии, что "теперь у него настали "длинные каникулы", так как учеба в консерватории закончена" и, погостив в их семье немного, уехал на целое лето домой в Друскининкай, откуда и писал возлюбленной "лимонные" тайные письма..

Свадьба же Марии Моравской с нелюбимым, навязанным отцом, женихом состоялась осенью 1900 года.. И решающий разговор между Марией и Чюрлёнисом, когда она уговаривала его бежать и тайно венчаться, а он отказался, произошел незадолго до этого, ранней осенью..

Вообще, складывается впечатление, что в отношениях между любовниками гораздо более активную роль играла девушка:).. Константинас же был явно не готов связывать себя в это время расцвета своих творческих сил некими житейскими путами и обязанностями (кстати, в это же время он отклонил предложенное ему место директора музыкальной школы в Люблине)..

Так вот, если уж говорить о параллелях в жизни и творчестве художника (хоть и ох, какая сомнительная это тема:), то хронологически во время этих событий Чюрлёнис работал над первой своей симфонической поэмой "В лесу"..

image Click to view



Как видим, тут если и присутствует тема личной трагедии, то она растворяется в единении с гораздо более цельным и и широким ощущением природы и мира, что лечит душу и наполняет ее радостью единого дыхания..


Поэма "В лесу" писалась Чюрлёнисом на конкурс на Лучшее симфоническое произведение, организованный меценатом графом Замойским среди молодых польских композиторов.. Премия составляла тысячу рублей (напомню, что большая часть Польши и Литва входили тогда в состав Российской империи)..
Написал эту вещь в порыве вдохновения он очень быстро - клавир был закончен всего за одиннадцать дней, а в начале весны 1901 года поэма была полностью инструментована и представлена конкурсному жюри..

Произведение очень хвалили, однако премии Чюрлёнис не получил, так как ее вообще было решено никому не присуждать.. Обещали исполнить на филармоническом концерте, но и этого не произошло.. Но музыка и действительно очень красивая, романтически приподнятая, одухотворенная и скорее импрессионистическая, чем экспрессивная (как почти все более поздние его музыкальные работы).

Я долго думал, что адекватнее всего гармонировало бы с этой музыкой из художественных его полотен.. Искал, естественно, изображение с лесом, но, как ни странно, таких картин у Чюрлёниса оказалось крайне мало..

Тут уместно, кстати, будет напомнить, что рисованием Чюрлёнис начал регулярно заниматься лишь с осени 1902 года, поступив с этой целью в Варшавскую частную Школу живописи и художественных ремесел Каузика.. (т.е. все, что он в этой области создал уместилось практически в шесть лет..), так что любая из его картин создана была уже много позже симфонической поэмы "В лесу"..

Хотелось найти что-нибудь такое "лесошумящее":), со взглядом на кроны "изнутри" и, (почему-то:) снизу-вверх..:).. Что-то такое, что он сам прекрасно выразил в одном из писем: "Поэма начинается тихими, широкими аккордами, такими же, как тихий и широкий шепот наших литовских сосен.." Но находилось все что-то такое больше "наружное", нагруженное символикой, но никак не "тихо и широко шепчущее"..

Прежде всего метнулся, конечно, к картине, названной Чюрлёнисом "Лесная музыка. Шелест леса" (1903).. Но что-то ни музыки, ни даже шелеста там не услыхал.. Какая-то тяжеловесная статичность и мрачная бесцветность..



Метафора тут, конечно, однозначная просматривается, - некая "высшая" рука, играющая на арфе-лесе, - но слишком она прямолинейна, да и не "мыслечувствия", как я уже говорил, от картины хочется.., а вот чувства тут почти не затрагиваются.., хотя общее настроение конечно есть..

Возможно, я излишне критичен:).., но когда знаешь, на что Чюрленис был способен в других своих работах, знак тождества между ними ставить тут трудно.. Однако все становится не так плохо, когда узнаешь, что это вообще первая из дошедших до нас картин Чюрлёниса, и сразу оцениваешь те имеющиеся тут ростки, из которых произросло затем все самобытное его творчество.. Тут и общая гармоничность композиции, и отличное чувство изобразительного ритма, и масштабность концепции, и изначальное стремление подчинить художественные принципы музыкальным.. Однако до свежести звукового своего аналога картина явно не дотягивает.., так что я пустился в поиски дальше..

Следующим кандидатом на иллюстрацию выступила картина с многообещающим названием "Лес" (1907-08)




Вот тут уже было совсем другое дело!) Очень красиво, таинственно, дышаще, динамично и фантастично.. Но, все же, не хватало мне некой могучести деревьев и взгляда, опять же, на лес изнутри (если говорить об ощущениях от музыки, разумеется).. Или я слишком капризен?:).. Но попробовал, все же, поискать еще..

Дальше мой взгляд остановился на пейзажном триптихе Чюрлёниса "Райгардас" (1907-08).
В сущности, это не столько триптих, сколько расширенная до протяженности трех холстов панорама, так редко встречающегося в творчестве художника реалистического пейзажа










Триптих, конечно, эпически красив, и тут много леса:).., но, все же, лес здесь не столько Лес, сколько лишь элемент ландшафта и никак не ощущается, как самостоятельная сущность, так ярко выявленная Чюрленисом в его музыке..
Но зато, реалистический этот пейзаж для самого художника был связан с одними из самых фантастических и поэтических ощущений детства.. Замечательно об этом рассказала Ядвига Чюрлёните:

«Долго шли мы лесом в Райгардас, а сосны провожали нас то ти­хим, словно вздох, шелестом, то ласковыми кивками вершин. Дорога постепенно начала подниматься вверх, а лес редеть. Приближались песчаные холмы, поросшие молодыми сосенками и можжевельником. Под ногами - сухой серый мох и чебрец.

- Уже скоро Райгардас, - воскликнул Кастукас и затянул свою любимую песню:

Ой, ты лес, ты лес, ты лес мой зеленый,
Полный пташек певучих,
В ясный денечек Птички свистали,
В хмурый день замолчали.

Мы тут же подхватили, и звонкая песня поплыла по рошице. Но вдруг она оборвалась. Кастукас, шедший на несколько шагов впереди, первым воскликнул:
- Эгей, эгей, смотрите, Райгардас!

Хоть и трудно было взбираться наверх по песку, но, собрав все силы, я подбежала к брату и замерла в удивлении. Под нашими ногами, сколько хватало взгляда, раскинулась огромная долина, опоясанная фиолетовой лентой леса. Посредине нарядного зеленого луга извивалась речушка, кое-где заросшая густым кустарником. Как широко, как просторно! Это здесь, по преданию, ушел под землю большой город Райгардас - с фантастическими башнями, со звучащими в пасхальную ночь колоколами, беломраморными стенами и золотыми крышами. Это добрые души бедных жителей затонувшего города блуждают по болотам и, словно звезды в небе, сверкают на болотах среди ночи. Это недобрые души этого же города выползают по ночам на дороги, чтобы пугать приезжих и играть с ними злые шутки. Это здесь в тишине ночи слышится надрывающий сердце крик: «Спасите, спасите, тону!» - то в одном месте, то в другом, то мужской голос, то женский. Это здесь в лунные ночи звучит волшебная музыка, словно возникающая из-под земли. Очень грустная, она несет душе утешение звучанием невиданных инструментов. А как коварен этот зеленый простор, усыпанный яркими пестрыми цветами! Не один косарь, ступив ногой на плавучую моховую кочку, ушел в трясину вместе со своей косой и точилом - осталась только соломенная шляпа, одиноко плавающая на поверхности. Не один пастушонок, забредший сюда в поисках заблудившейся коровы, нашел свой конец в бездонных топях. Напрасно звала и оплакивала его мать. Не иначе как подземные жители Райгардаса похищали бедных людей, чтобы не забыть их речи и песни..»

И вот рассказ этот как нельзя лучше, по-моему к музыке поэмы подходит..

Ну а про картины Чюрлениса, под эту музыку на мой взгляд подходящие, читайте уж в следующем посте!:)

Все посты про Чюрлениса - по тегу "Чюрленис"!

-----------------------------------------------------------
© 2009 Станислав Серапинас (Sagittario)
-----------------------------------------------------------




художники, живопись, Чюрленис, лес, слушать

Previous post Next post
Up