Людвиг Бергер - жизнь

Feb 20, 2009 00:36

Итак, Людвиг Бергер..



После столь проникновенных слов о нем Шумана ( sagittario.livejournal.com/160487.html) хотелось бы узнать о Бергере, конечно, больше и, главное, познакомиться с его музыкой.. Но, увы, начальные слова той статьи, что "несмотря на отменное качество самих сочинений, имя Л. Бергера-композитора ... мало кому знакомо", не только не потеряли своей актуальности, но лишь усугубились..
И раздобыть подробных сведений о нем, не говоря уже о музыке, оказалось достаточно проблематично..

Вот только портрет Людвига Бергера, работу его друга, художника Отто Рунге, удалось достать с помощью одного очень хорошего человка:).. Спасибо огромное!:)

Да сонатой одной его, Патетической, разжиться:)..
Опус первый.. С посвящением Клементи.. Играет Ирма Хофмейстер



А, между тем, и еще один знаменитый немецкий романтик восхищался Бергером.. И не просто восхищался, а даже вывел под собственным его именем персонажем в одной из своих новелл.. Речь об Э.Т.А. Гофмане и его "Приключениях в новогоднюю ночь" из "Фантазий в манере Калло":

"... Но тут кто-то заиграл на рояле в соседней комнате какую-то импровизацию, и все общество пришло в движение. Музыкант был, оказывается, известный приезжий виртуоз по имени Бергер, который действительно играл божественно и заслуживал, чтобы его слушали со всем вниманием...

... Бергер, видно, весь отдался во власть того урагана, что бушевал в его груди; словно огромные волны, разбивающиеся о скалы, громыхали его могучие аккорды, и они, как ни странно, были благодатны для моего слуха... Юлия оказалась рядом со мной и прошептала так нежно и ласково, как никогда раньше: - Мне хотелось бы, чтоб это ты сидел за роялем и тихо пел об утраченной радости и надежде...

... Тем временем Бергер покончил с бурей, небо посветлело, и, подобные золотистым утренним облакам, одна приятная мелодия проплывала за другой и исчезала в пианиссимо...

... Бергер снова сел за рояль, он заиграл andante из волшебной моцартовской C-dur'ной симфонии, и на лебединых крыльях божественных звуков поднялись во мне вся любовь и радость солнечных вершин моей жизни...".

Новелла написана в Берлине в первые январские дни 1815 года и хоть и окутана обычной у Гофмана полуфантастической экзальтированной атмосферой, но отражает совершенно реальные события практически с журналистской оперативностью..
А именно выступление Людвига Бергера в ночь на наступающий 1815 год в доме Юлиуса Эдуарда Хитцига - друга, сослуживца и первого биографа Гофмана.. (кстати, именно для его детей написал Гофман своего "Щелкунчика".., и даже герои там фигурируют по настоящими их именами.. Но и о Гофмане и о Хитциге будет повод отдельно еще поговорить..:)

Забавно, что Бергер назван тут "приезжим виртуозом", хотя в Берлине, где и происходило дело, он родился и уже за десятилетие до того был известен, как вполне успешный фортепианный педагог и исполнитель..
Впрочем, он и действительно отсутствовал в родном городе с 1805 года и только-только сюда вернулся.. Да и сам Гофман осел в Берлине всего лишь несколькими месяцами ранее, так что его восприятие сего факта вполне объяснимо..

Очень скоро Бергер становится "своим" в процветавших в те годы в Берлине художественных салонах, собиравших цвет немецкого романтизма той поры.. В частности, знакомится и с 20-летним поэтом Вильгельмом Мюллером, на чьи стихи, позднее оформившиеся в цикл "Прекрасная мельничиха", пишет песни уже в 1816 году.. (цикл песен Шуберта на те же тексты появился значительно позднее - в 1823)

А в 1819 году вместе с другими своими друзьями-романтиками Рейхардтом, Кляйном и Рельштабом организует демократичное "Молодежное мужское хоровое общество", куда мог вступить каждый, в отличие от существовавшего там же в Берлине с 1809 года элитарного "Общества пения Цельтера", членами которого могли состоять только поэты, певцы и композиторы.. Это было первое подобное певческое сообщество, чей пример дал мощный импульс развитию подобных хоров по всей стране

Да, но все же, где 10 лет с 1805 года Бергер пропадал?).. Отгадайте, как говорится, с одного раза:)..
Ну да, правильно).., в России:))

А кто же его туда (сюда:) за ручку приволок?:).. И снова правильно!:).. Ну, конечно же, Клементи).., главный поставщик лучших пианистов в наши палестины).. Филд, Кленгель, Бергер - все его орлы!:)

Слава Клементи-педагога была в ту пору в зените.., и стремились у него учиться не начинающие юнцы, а вполне оформившиеся уже, взрослые пианисты... Что-то такое особенное он им прививал, что нигде больше взять они не могли.. И тянулись к нему, как в Мекку..

Вот и Бергер.., тоже, не мальчик вроде, 26 лет.. Вполне уважаем и как виртуоз и преподаватель... Но только появилась возможность, сразу к Клементи в ученики записался...
Сам-то Клементи с концертами уже давно не выступал, но разъезжал по странам с коммерческими целями, как нотоиздатель и фабрикант-фортепианопроизводитель).. Открывал филиалы своей фортепианной фирмы в крупных европейских городах и предпочитал возить с собой лучших учеников в качестве демонстраторов своей продукции.. Те на него были не в обиде, а наоборот, обоюдная польза только скрепляла их союз.. Со всеми учениками у Клементи на всю жизнь остались не только приятельские, но и настоящие дружеские отношения..

И во вторую свою поездку в Россию в сентябре 1805 года Клементи взял с собой двух лучших учеников - Кленгеля и Бергера.. ("По дороге концерты давали.., с большим успехом.., ну, так до городу Парижу Санкт-Петербурга и добрались..":))
Сам Клементи устроил свои коммерческие дела и скорее поспешил домой, в Англию - Европа бушевала наполеоновскими войнами, и все труднее становилось бизнес, разбросанный меж разными странами, вести.. А Кленгель и Бергер в России предпочли остаться..

Про Кленгеля, будет время, мы еще поговорим, а вот про бергерово российское существование известно до обидного мало.. Видимо, основное свое время уделял он ученикам (вот и Шуман о том пишет).. Выступления в российских столицах его, кажется, не зафиксированы.., но в Варшаве, вроде бы концерты давал..

Зато в личной жизни именно в эти годы произошло важное событие для него - в 1808 году Бергер женился..
Помолвка состоялась еще в Берлине в далеком уже 1799 году, а вот свадьба - только сейчас.. Остается лишь догадываться в чем крылись причины столь долгого ожидания.. Возможно, в банальной недостаточной финансовой состоятельности встававшего только на ноги молодого музыканта..

И вот, наконец, долгожданное свершилось.. Но совсем недолгим было их счастье.. Через 10 месяцев при тяжелых родах умирает и жена и ребенок...

Видимо, надолго собирался Людвиг Бергер обосноваться в России, раз именно тут женился.. Да и денежные дела шли, наверняка, совсем не плохо, коль сумел наконец решиться на этот шаг.. И даже такой страшный удар судьбы не заставил его изменить своих планов.., он никуда не уехал и, возможно, надолго бы еще тут задержался, как Филд, Гесслер или Штейбельт, но по-другом распорядился властитель судеб Европы того времени - Наполеон.. Наступило 24(12) июня 1812 года, и жизнь всех россиян потекла по другому совсем, военному сценарию...

Бергер предпочел в такой ситуации покинуть Россию и через Стокгольм перебрался в Лондон, к своему любимому учителю - Клементи..

Старый учитель, только что справивший свое 60-летие, не отвернулся от бывшего ученика, хотя сам только-только начал оправляться от постигшего его дело несчастья - 20 марта 1807 года на его фортепианной фабрике случился страшный пожар.., убыток оценивался в 40 тыс фунтов..
Клементи помог всем чем мог, протекцией, советами.., даже и в творчестве подсказал, как написать популярный марш, взяв за основу тему из до-мажорного концерта Моцарта..

Так появился посвященный лорду Веллингтону популярный в те годы в Англии Пиренейский марш Людвига Бергера.. Издал его, конечно же, ни кто иной, как Клементи:)..



Но, все же, как ни успешно складывались дела Бергера в Англии, тянуло уже и домой.. И в конце 1814 года он приехал, наконец, снова в Берлин, с чего мы и начали этот рассказ..

Вот, собственно, и все основные события жизни Людвига Бергера.. Очень скоро о карьере виртуоза ему пришлось забыть, поскольку некое нервное расстройство поразило его руку, и дальше потекла обыденная жизнь скромного преподавателя фортепиано..

Только одно еще яркое событие случилось в его жизни.. В 1817 году именно его Леа Мендельсон, мама 8-летнего Феликса Мендельсона, выбрала учителем для своего гениального сына.. И не только технической сноровке сумел Бергер мальчика обучить.. Сам строй созданных им позднее столь знаменитых Песен без слов напрямую связан со многими интонациями произведений Бергера, в частности, прекрасных его этюдов ор.12..


--------------------------------------------------------------------
© 2009, Станислав Серапинас (Sagittario)
--------------------------------------------------------------------

Мюллер, Берлинские салоны, divshare, Клементи, Бергер, Мендельсон, слушать

Previous post Next post
Up