Моцарт, Хюльмандель, Шрётер

Nov 06, 2008 16:50

Есть одно письмо Моцарта.., пожалуй, самое знаменитое из всех его писем.. От 3 июля 1778 года.. То самое, что он писал отцу из парижской своей комнатушки у одра только что скончавшейся матери, пытаясь заботливо подготовить того к принятию страшного известия.. В этом году ровно 230 лет с того трагичного дня как раз минуло..

История, сама по себе столь примечательная, и для понимания личности Моцарта столь значительная, что требует отдельного подробного рассказа, конечно же.. Но, в то же время, она же и столь хрестоматийная уже, что вряд ли интересно будет лишний раз о ней распространяться..
О другом хотел поговорить немного..

В том самом письме, намекнув лишь на возможный трагичный исход болезни Анны Марии, Вольфганг тут же кидается в пространные, многословные рассказы о своем парижском житье-бытье.., буд-то хочет заболтать поскорее страшную тему.., отвлечь отца от горестных дум, насколько возможно.. Причем говорит о таких новостях и в таком тоне, как приятнее бы было, по его мнению, услышать Леопольду..

Сообщает и о премьере своей новой симфонии (окрещенной в будущем "Парижской"), успех которой он отметил в кафе порцией хорошего мороженого и "прочел круг молитв по четкам, ибо дал обет" (о, примерный мальчик!), и о своей склонности к домоседству, "ведь я охотнее всего сидел бы дома или у какого-нибудь настоящего, доброго, честного немца, который, если холост, то живет сам по себе как добрый христианин, а если женат, то любит свою жену и хорошо воспитывает своих детей (о, благопристойный мальчик!), и о смерти Вольтера - "безбожника и архиплута", который "издох, как собака, как скотина" (о, истово верующий мальчик!), и о своих усилиях в осуществлении "одного замысла", долженствующего, по всей видимости, выправить его материальное и прочее положение, но о котором он "не хочет прояснять мысли до тех пор, пока не придет время" (тут, видимо, Леопольд, по замыслу Вольфганга, должен был бы воскликнуть - О, прилежный мальчик!:))..

И подобное прочее в том же роде.. А в заключительной части письма говорит:

"Напишите мне, есть ли у вас в Зальцбурге концерты Шреттера? Сонаты Хюльманделя? Я хотел было их купить и прислать вам. Оба опуса очень красивы."

Вот об этом месте я и хотел, собственно, сегодня поговорить. Что это за два имени, привлекшие столь пристальное внимание двадцатидвухлетнего Вольфганга?.. Это тем более примечательно, что из уст Моцарта не так часто исходили похвальные отзывы в адрес собратьев-музыкантов.., все больше колкости.. К тому же, еще дважды в ближайших к этому письмах он возвращался к этому вопросу..

Аберт, удивительным образом, прошел мимо этого места, и посвятив композиторам, повлиявшим на Моцарта, в своей капитальной четырехтомной монографии целую главу, эти два имени не удостоил даже упоминания. Энштейн в своем труде сей пробел уже устранил, уделив Шретеру некоторое внимание, однако, о Хюльманделе и он не сказал практически ничего..

Поэтому есть смысл остановиться подробнее на этих исторических фигурах, тем более, что собственный путь у меня к ним получился особым.., и отношение сформировалось личное, заинтересованное.. Когда я их (по отдельности) узнавал, я даже понятия не имел о существовании этой цитаты из письма Моцарта.., а оценил обоих независимо и самостоятельно.., исключительно в силу достоинств их музыки.. И можете себе представить, как обрадовало меня обнаружение столь пристального внимания к их творчеству великого композитора, многие связи с которым я как раз и у Шретера и у Хюльманделя до того еще приметил)..

Но, чтобы не валить все в кучу, целесообразнее, наверное, было бы разделить рассказ на два.. Поговорим сначала о Шретере, тем более, что 2 ноября 220 лет со дня его смерти отметить следовало бы.. А о Хюльманделе расскажу, наверное, в декабре уже - там у него своя дата памятная имеется, 185 лет со дня кончины..

Моцарт, Хюльмандель, Шрётер

Previous post Next post
Up