Да.. Дал нам себя.. Принес на алтарь.. Потому что сам и был этой флейтой.., каждым нервом, каждой жилой своей... Впрочем, как и Мандельштам конечно.. Они "своею кровью" скрепили "двух столетий позвонки"...
Я уже так привык мыслить музыкой Шостаковича, что очень трудно сейчас мне оценить, что в ней новаторского, а что - традиционного:) Но вообще, если задуматься, то конечно в форме музыкальной он шел проторенными дорогами в основном.., с которыми однако очень органично слился его собственный, совершенно особый язык.. В общем-то все композиторы - ступеньки одной лестницы, конечно же..:)
Я всегда поражался тому, что, например, в 7ой симфонии, которую я лучше всего знаю, каждая отдельная фраза - могла бы быть, в принципе, написана Брукнером или даже Бетховеном, но тем не менее, каждая фраза отождествляется сразу как принадлежащая Шостаковичу - даже если ты её не запомнил.
Или как я не так уж и давно (sic!) впервые (sic!) слушал 24 прелюдии и фуги, и стал сразу пытаться представить, как бы они звучали на клавесине - потому что при всей шостаковической двадцатовековости эта музыка по духу барочна - не в меньшей степени, чем барочная музыка современна...
Вот это-то сочетание своего собственного языка с глубоким знанием и использованием всего, что было накоплено предшественниками, и потрясает.
Да.. Собственно говоря, весь цикл прелюдий и фуг Шостакович и сочинил под впечатлением от музыки Баха, прослушанной им во множестве в качестве члена жюри на Баховском конурсе в ГДР в 1950 году.. (странно, что до 44-летнего возраста раньше с ним этого не произошло:)).. И писал он их, разумеется, как продолжение и полемику с музыкой Баха.. там есть прямые цитаты почти, переосмысленные.. (в частности из медленной части ре-минорного клавирного концерта).. А вообще, все это в русле "неоклассицизма" наверное можно рассматривать.. Тогда это направление плодотворным было очень..
Чтобы вырвать век из плена,
чтобы новый мир начать,
узловатых дней колена
нужно флейтою связать.
Шостакович дал нам эту флейту.
Reply
Впрочем, как и Мандельштам конечно.. Они "своею кровью" скрепили "двух столетий позвонки"...
Reply
Reply
В общем-то все композиторы - ступеньки одной лестницы, конечно же..:)
Reply
Или как я не так уж и давно (sic!) впервые (sic!) слушал 24 прелюдии и фуги, и стал сразу пытаться представить, как бы они звучали на клавесине - потому что при всей шостаковической двадцатовековости эта музыка по духу барочна - не в меньшей степени, чем барочная музыка современна...
Вот это-то сочетание своего собственного языка с глубоким знанием и использованием всего, что было накоплено предшественниками, и потрясает.
Reply
И писал он их, разумеется, как продолжение и полемику с музыкой Баха.. там есть прямые цитаты почти, переосмысленные.. (в частности из медленной части ре-минорного клавирного концерта).. А вообще, все это в русле "неоклассицизма" наверное можно рассматривать.. Тогда это направление плодотворным было очень..
Reply
Leave a comment