Leave a comment

petrark September 26 2006, 14:53:05 UTC
Спасибо. Очень верно.

Чтобы вырвать век из плена,
чтобы новый мир начать,
узловатых дней колена
нужно флейтою связать.

Шостакович дал нам эту флейту.

Reply

sagittario September 26 2006, 16:29:52 UTC
Да.. Дал нам себя.. Принес на алтарь.. Потому что сам и был этой флейтой.., каждым нервом, каждой жилой своей...
Впрочем, как и Мандельштам конечно.. Они "своею кровью" скрепили "двух столетий позвонки"...

Reply

petrark September 26 2006, 18:16:17 UTC
Да. А Вы замечали, насколько "классична" и связана с предшествующей традицией музыка ДДШ? При всём его новаторстве!

Reply

sagittario September 26 2006, 19:25:46 UTC
Я уже так привык мыслить музыкой Шостаковича, что очень трудно сейчас мне оценить, что в ней новаторского, а что - традиционного:) Но вообще, если задуматься, то конечно в форме музыкальной он шел проторенными дорогами в основном.., с которыми однако очень органично слился его собственный, совершенно особый язык..
В общем-то все композиторы - ступеньки одной лестницы, конечно же..:)

Reply

petrark September 26 2006, 20:36:46 UTC
Я всегда поражался тому, что, например, в 7ой симфонии, которую я лучше всего знаю, каждая отдельная фраза - могла бы быть, в принципе, написана Брукнером или даже Бетховеном, но тем не менее, каждая фраза отождествляется сразу как принадлежащая Шостаковичу - даже если ты её не запомнил.

Или как я не так уж и давно (sic!) впервые (sic!) слушал 24 прелюдии и фуги, и стал сразу пытаться представить, как бы они звучали на клавесине - потому что при всей шостаковической двадцатовековости эта музыка по духу барочна - не в меньшей степени, чем барочная музыка современна...

Вот это-то сочетание своего собственного языка с глубоким знанием и использованием всего, что было накоплено предшественниками, и потрясает.

Reply

sagittario September 27 2006, 09:08:56 UTC
Да.. Собственно говоря, весь цикл прелюдий и фуг Шостакович и сочинил под впечатлением от музыки Баха, прослушанной им во множестве в качестве члена жюри на Баховском конурсе в ГДР в 1950 году.. (странно, что до 44-летнего возраста раньше с ним этого не произошло:))..
И писал он их, разумеется, как продолжение и полемику с музыкой Баха.. там есть прямые цитаты почти, переосмысленные.. (в частности из медленной части ре-минорного клавирного концерта).. А вообще, все это в русле "неоклассицизма" наверное можно рассматривать.. Тогда это направление плодотворным было очень..

Reply


Leave a comment

Up