Последние несколько дней запоем читаю Джоанн Харрис. Начала с "шоколадной" трилогии, по первой книге которой сняли "Шоколад" с Джульетт Бинош и Деппом. (Фильм мне не понравился, но я смотрела его давно и ничегошеньки не помню.) Читаю, плююсь, бешусь - и не могу оторваться. Схитрила: последнюю книжку купила на английском, чтобы не так в ней зависать (все-таки по-английски читать сложнее, я понадеялась, что мозг затребует отдыха), но это нифига не помогло - все равно проглотила за пару дней, отплевываясь колючками.
Я понимаю почему. Наши с ней тараканы совпадают. Она спорит с демонами в своей голове - и я слышу этот спор, потому что мои персональные демоны оживляются и громко подбадривают своих литературных собратьев. Мне понадобилось полторы книги, чтобы разобраться, почему меня так невероятно раздражают все ее герои, включая автора.
Но попутно я подумала вот о чем. Каждый писатель вытаскивает на публику свой внутренний спор. Если этот спор подан изящно, критики называют его "главной темой в творчестве писателя", если не очень - "авторскими тараканами". Но суть не меняется: это все равно разговор с голосами в своей голове. А если этого спора нет, если писатель давно решил для себя вопрос и поставил в нем точку, то книжка получается безжизненной, как будто чувак забрался на трибуну постучал по ней ботинком для привлечения внимания и возвещает прописные истины.