Никогда не знаешь, где найдешь вдохновение. Вот я, например, случайно наткнувшись на старенький и не особо известный фильм
I heart Hackabees ("Взломщики сердец" в русском прокате), совершенно не предполагала, что он произведет на меня такое впечатление. Да что там "наткнувшись", на тридцатой минуте фильма я все еще не была уверена, что готова его смотреть. Очень уж он... эээ.... неторопливый. Полфильма я медитативно пялилась в экран и думала, что курили авторы. А потом их дурь меня догнала и наступил приход.
Семейная пара Джеффов (Дастин Хофман и Лили Томлин) - владельцы экзистенциального детективного агентства. Они помогают своим клиентам отыскать смысл жизни, используя для этого весь шпионский арсенал: подслушивают, подглядывают, вынюхивают, роются в мусорных бачках, грязном белье и мозгах заказчиков. ("Вы будете шпионить за мной в ванной? - спрашивает главный герой у детективов. - Зачем?" - "Нет ничего слишком мелкого. Знаете, бывает, что полиция находит крохотный кусочек ДНК и благодаря этому раскрывает дело. Если мы увидим, как вы чистите зубы или мастурбируете, это может стать ключом ко всей вашей реальности.")
На этом можно было бы построить мистический триллер, психологическую драму или детектив, а у Дэвида Рассела получилась философская комедия с гротескными персонажами и странным, местами абсурдным юмором.
Альберт Марковски (Джейсон Швартцман) приходит к Джеффам, чтобы узнать, почему ему в разных местах попадается один и тот же негритянский юноша и что вообще все это значит в экзистенциальном смысле. Однако в процессе психотерапии расследования быстро вскрывается, что настоящая его проблема в другом.
Альберт возглавляет местное отделение экологической группировки, и его текущий проект - помешать сети супермаркетов Hackabees построить новое здание. Брэд Стэнд (Джуд Лоу), харизматичный топ-менеджер Hackabees, с милой улыбкой и под анекдоты вытесняет Альберта из комиссии по строительству. Это несложно, ведь Альберт - странная личность, пишет непонятные стихи, сажает деревья посреди парковки и не стесняется при случае употребить слово на букву F.
Как я уже сказала, сюжет разворачивается весьма неспешно: Альберт страдает и в мечтах кромсает Брэда на кусочки остро отточенным мачете, Джеффы бегают за клиентом с блокнотиком и подслушивающим устройством, вовлекая в дело все больший круг людей, мучимых экзистенциальными кризисами разной степени тяжести: обаяшку Брэда, его девушку-модель (Наоми Уоттс), очередного фрика - противобензинового маньяка Томми Корна (Уолберг).
Новый виток конфликта начинается, когда в дело вступает бывшая ученица, а нынче идейная конкурентка Джеффов Кэтрин (Изабель Юппер). Джеффы исповедуют позитивную философию: все мы - части одного целого, а значит, ты уже имеешь то, что хочешь иметь, и являешься тем, кем хочешь быть. Кэтрин, напротив, учит клиентов, что человек по сути своей существо ничтожное и одинокое, и путь человеческий лежит через страдания. Так что героев во главе с Альбертом кидает из крайности в крайность.
И, как это часто бывает в психотерапии и в искусстве, по ходу сюжета персонажи теряют почти все, что имели в начале фильма, чтобы обрести нечто более ценное - каждый свое.
О чем фильм? Сложно сказать. Он не складывается в цельную картинку - и это, с одной стороны, можно засчитать ему в минусы, а с другой - каждый найдет в нем что-то свое. Например, для меня "сухим остатком" стала мысль о том, что каким бы фриком и маргиналом ты ни был, всегда найдется someone who cares, кто-то, кто примет тебя со всеми твоими прибамбасами и тараканами, потому что в его глазах это будут не баги, а фичи. Хотя для этого придется отказаться от "светлого образа", приемлемого обществом, и продемонстрировать миру тщательно скрываемые странности - те самые, по которым тебя опознают "свои".
И как иллюстрация к этой мысли - последний диалог, чудный в своей обыденной абсурдности:
Томми: Что делаешь завтра?
Альберт: Подумываю о том, чтобы пристегнуть себя цепями к бульдозеру. Хочешь придти?
Томми: Когда?
Альберт: Мммм... Час, час тридцать.
Томми: Звучит заманчиво. Цепи нести с собой?
Альберт (философски): Они всегда с нами.