Балбалы Саратовского Заволжья: краткие сведения
«Большие курганы и некоторые с человеческими лицами изваянные камни, коих множество между Кучумом и Большим Узенем находится, должно, может быть, другим кочующим народам приписать», - из дневника Палласа (1). Река Кучум в своем среднем и вернем течении отстоит довольно далеко от Узеня. О балбалах по верхним и средним широтным пространствам региона Паллас, прошедший между двумя реками в их нижнем течении, только слышал, но довериться его словам можно: какой был бы резон спутникам исследователя или случайным встречным обманывать его? Балбалов в Великой степи было довольно много, судя по отзывам многих лиц, прошедших по той или иной области Хейхата в средние века и в новое время. Но к середине 19 века их в степях осталось очень мало (преобладающее большинство скульптур было использовано для закладки в фундаменты общественных и жилых зданий, хозяйственных построек в процессе нового освоения степной зоны Евразии).
Около сорока лет тому назад С.А. Плетнева провела подсчеты количества балбалов по регионам СССР. В Саратовской области, включая тогдашнюю Балашовскую, обнаружился 21 сохранившийся или упоминавшийся в литературе памятник (2). В это число не попали два экземпляра Пугачевского музея, один из которых происходит из Хвалынского района, он сохранился, другой из села Березово Пугачевского района, не сохранился, каким-то образом пропал из музея в 1940-х годах (3).
То, сколько балбалов было замечено исследователями в Саратовском Заволжье в период их музейного собирательства, зафиксировано в статье саратовского краеведа Б.В. Зайковского 1908 г. Здесь упоминаются 6 памятников, смещенных со своих мест в районе станции Нахой и села Ней-Урбах в начале 19 века (см. в центре карты-схемы), и 2 памятника, замеченных самим Зайковским один у Тупилкиных хуторов на реке Большой Иргиз, другой - у села Цюрих, на Волге, южнее устья Б. Иргиза (4). Вместе с березовским*, таким образом, в Саратовском Заволжье было зафиксировано 9 памятников. Но из 6 памятников бассейна реки Нахой два пропали без следа, другие два отправлены в Самару, оставшаяся пара в конечном итоге была подарена владельцем музею Саратовской ученой архивной комиссии. Зайковский слышал также о нескольких балбалах на прилегающей к Волге степной полосе левобережья на широте Вольска.
В экспозиции Саратовского областного музея краеведения выставлены несколько балбалов, но происхождение их не объявлено, они никак не атрибутированы.
*Три прииргизских памятника (или волжско-иргизских) отмечены на карте-схеме алыми точками. Расположение этих и шести упомянутых балбалов привязано к изображенному (фон) району, расположение других балбалов условно.
1. Паллас, Петер Симон Путешествие по разным провинциям Российского государства. Часть 3, пол. 2. СПб, 1788. С. 109.
2. Плетнева, С.А. Половецкие каменные изваяния. М., 1974. С. 108-109.
3. muzey-pugachjov.ru/тайна-каменной-бабы.html
4. Зайковский, Б.В. Каменные бабы в Саратовском Поволжье // Труды СУАК. Вып. XXIV. Саратов, 1908. С. 20-33.
Cм. также: Сагит Фаизов Половецкие балбалы и статуи острова Пасхи: феномен типологического сходства. Изображения //
https://sagitfaizov.livejournal.com/33714.html Исходная карта - 1851 г., из картографического отдела РГБ, снимок и визуализация автора текста.
Сагит Фаизов.