Режиссер - Nikhil Advani
Продюсер - Yash Johar, Karan Johar
В ролях - Shah Rukh Khan, Saif Ali Khan, Preity Zinta, Jaya Bachchan, Sonali Bendre
India, USA, 2003
Индийское кино стремится вылезть из-под неразгребаемых завалом клише. Истории о бедняках, ставших богачами, доблестных полицейских, готовых отдать свою жизнь и всей своей семьи придачу во имя справедливости, истории о разлученных в детстве братьях-сестрах-близнецах - все это кануло в Лету. Теперь индийцы стремятся снять что-то оригинальное, современное, не такое, как было раньше. Идти в ногу со временем не забывая традиции - хороший лозунг, однако вторая его часть похоронена самим кинематографом - глядя на индийские фильмы все чаще понимаешь, что уже далеко не с первого взгляда видно, что кино индийское. Но, они кажется этим положением веще вполне себе довольны. Главное собрать побольше высоких белых актрис и мускулистых актеров, сочинить несколько “горячих” музыкальных композиций, а все остальное приложится. Однако и среди этого обилия неинтересного, западного (хоть и рожденного а пределах Индии, чтящей традиции) кино, можно откопать что-нибудь интересное. Например, “Kal Ho Naa Ho”. Дух XXI века конечно и его не обошел стороной, и Карану Джохару показалось весьма забавным, что пожилая индийская женщина, работающая на одного из героев сериала, то и дело застается своего хозяина и его друга в весьма недвусмысленных позах, что наводит её на определенные мысли, а именно: что её хозяин - гей! Нет, конкретной пошлости в фильме нету, и недвусмысленность поз при просмотре фильма весьма слаженно оправдывается, тем более что фильм снять не на земле матери Индии, а на просторах свободной Америки и повествует он о жизни индийцев в Америке. А это значит, что можно и пошалить. Кроме героя Саиф Али Кхана, бегущего за каждой юбкой, собственно ни какого морального разложения больше и не наблюдается, а Саиф ещё блистал свои обаянием комедийного актера и совсем не портил настроения, хотя и перегибал порой палку.
О достоинствах фильма смолчать будет как-то не прилично. Впервые я его увидела зимним днем, и музыка из титров, под которую мерно падает снег, совпадает с мои восприятием этой композиции - в моей жизни под неё также падал снег. А суть фильма в том, чтобы не пропустить падение такого вот снега в своей жизни. Не пропустить луч света, солнечный день распустившийся цветок. Не пропустить возможности простить, забыть и полюбить. Не пропустить свою жизнь. Ведь завтра может и не быть.
Аман Матхур пришел в жизнь семьи Нейны как ангел, посланный самим Господом. А жизнь Нейны была кромешной мглой - мать и бабушка не могли и дня прожить без ругани, и главной причиной было самоубийства отца Нейны, произошедшее много лет назад по неизвестным им причинам. Одна обвиняла в этом другую. Атмосфера ненависти, в которой росли дети, не могла не сказаться на них самым пагубным образом. Конечно, если бы нам показали историю алкоголиков и наркоманов (что было бы более вероятно), то история была бы совсем иной. Но она о любви, а потому детей наградили зажатостью, а старшую, Нейну, не умением любит. Любить себя, жизнь, весь белый свет. Даже мужчины в её жизни нет, все радости жизни проходят мимо неё. Пока не появляется Аман, и не учит все семейство любви. И никто и не догадывается, что человек, подаривший столько тепла и любви, научивший любить жизнь, скоро сам покинет этот мир. Не потому что в нем столько чуткости и света? Не потому ли, что знает цену каждому мгновению? Он понимает, что может уйти не со слезами, а с улыбкой на лице.
Трогательная история любви, жизнеутверждающий пример, мрачный по сути, но поданный создателями сериала в самых радостных цветах, без сомнения является одним из самых лучших творений Болливуда начала XXI века.
Интересные факты
* изначально на роль Нейны была выбрана Карина Капур, но из-за проблем с деньгами она отказалась от фильма. Однако режиссер Никхал Адвани впоследствии признался, что подсознательно всегда знал, что Прити Зинта и есть Нейна Кетлин Капур.