Режиссер - Simon Wells
Продюсер - Walter F. Parkers
В ролях - Guy Pearce, Samantha Mumba, Mar Addy, Sienna Guillory, Jeremy Irons, Orlando Johns
USA, 2002
За каждым успехом прячется несбывшаяся мечта.
Александр Хардеген - ученый, немного рассеянный и суетливый, романтичный юноша, спешащий на свидание со своей любимой девушкой. Он робеет, перед тем, как сказать самые главные слова в своей жизни. И вот, он уже подарил ей кольцо, как неожиданно злой рок прерывает прекрасную историю любви - самый обычный уличный вор, захотевший получить дорогое обручальное кольцо, случайным образом стреляет, оборвав жизнь молодой и красивой, влюбленной и любимой Эммы…
Трагедия потрясает молодого ученого настолько, что он замыкается в себе, не выходит из комнаты, и ничто уже не может заставить его улыбнутся - ни наука, ни друзья. Четыре года упорной работы, четыре года затворничества, и творение Александра Хардегена готово - машина времени. Время не смогло залечить его раны, не помогло ему забыть свою любовь, и он, гонимый неосуществимой мечтой и жаждой вернуть ту, кого любил, сделал невозможное - вернулся в прошлое.
Он отправляется на четыре года назад, в тот самый день, когда потерял Эмму. Онемевший от неописуемых чувств, он уводит свою возлюбленную от рокового места, намереваясь предотвратить трагедию, и он не отпустить её во второй раз. Но вернувшись в прошлое, Александр понимает, что изменить судьбу - не в его силах. На прошлое, которое уже свершилось, он не властен повлиять. Вновь потеряв Эмму, Александр отправляется в будущее. Многое ему придется увидеть и пережить на своем пути. Ему откроется плачевное будущее планеты: после того как человеческие умы приведут ее полному к разрушению, она переживет еще один Ледниковый период и начнется новая эра…
И только там, ему откроется его предназначение - что бы с ним было, если бы он не пережил той трагедии? Кем бы он был сегодня, если бы Эмма не умерла? Ему предоставляется уникальная возможность увидеть себя в той, несбывшееся жизни - жизнь в обеспеченном доме, с детьми и женой, со своей Эммой. И в той другой жизни, чертежи машины времени он навсегда задвинул в шкаф стола - она ему была не нужна. В той жизни у него есть всё, для счастья. В той жизни он остался ученым, мечтающим о создании машины времени, но не осуществивший задуманное. Так, его несбывшаяся мечта привела его сюда, на миллионы лет вперед, чтобы он узнал ответ на свой вопрос - что если?..
Фильм снят по мотивам романа Герберта Уэллса “The Time Machine”. Чем лично мне фильм нравится больше, чем оригинал - это глубиной сюжета. Успех этого ученого (изобретение машины времени) был не просто опытом, его подвигла на это личная трагедия. Смерть любви его жизни вынудила его преодолеть непреодолимое расстояние - время.
В то же время, невольно задумываешься о том, что было когда-то на том самом месте, где мы сейчас. Ведь за время фильма, Александр был практически на одном месте - в своей лаборатории. И он стал свидетелем того, что происходило с его лабораторией в последующие годы. Финальный эпизод показывает нам Александра, который ходит по своей лаборатории, когда ее там уже нет. И где-то во времени, на этом же месте, по еще существующей лаборатории ходит его приятель, удивленный, где же его друг…
Фильм так же побуждает к мысли о том, к чему все наши неудачи и трагедии? Ведь все, что происходит в нашей жизни, так или иначе ведут нас к тому, чтобы сбылось то, для чего мы пришли на землю. Фильм побуждает думать, представлять и фантазировать. О времени. О том, что будет на том месте, где мы сейчас, в далеком будущем. О неумолимости судьбы, которая приводит к роковым событиям. И об извечном вопросе, который есть у каждого из нас: что если?..
Интересные факты:
* режиссёр Саймон Уэллс приходится правнуком знаменитого писателя-фантаста Герберта Уэллса, который написал одноимённый роман, ставший основой фильма.
* когда Александр впервые встречается с Воксом (искусственный разум, появляющийся в виде голограммы в библиотеке), он спрашивает о книгах по путешествиям по времени, и одной из предложенных оказывается «Машина времени» Герберта Уэллса. Также Вокс упоминает оригинальную киноленту «Машина времени» (1960).
* изначально Вокс должен быть роботом, однако, практически одновременно с «Машиной времени» снимался «Искусственный разум» Стивена Спилберга, в котором были задействованы роботы очень схожие по дизайну. Только после того как пришлось отказаться от всех возможных вариантов, художнику-постановщику Оливеру Шоллю пришла в голову идея сделать этот персонаж голограммой.
* первоначально премьера фильма была запланирована на декабрь 2001 года, но трагические события 11 сентября 2001 года внесли свои коррективы. Одна из сцен фильма изображала футуристические небоскрёбы в Нью-Йорке, на которые обрушивается метеоритный дождь из обломков Луны, и продюсеры посчитали, что такой вид может напомнить зрителям о недавней террористической атаке на башни-близнецы Всемирного торгового центра.
* Алан Янг, который играл роль Филби в фильме 1960 года, появляется в камео в качестве владельца цветочного магазина.
* фрагмент, который Орландо Джонс (Вокс) читает элоям, взят из 17-й главы «Приключений Тома Сойера» Марка Твена.
* Гай Пирс сломал ребро во время съёмок схватки с морлоками.
* в нескольких кадрах в доме Александра можно заметить фотографию Герберта Уэллса, написавшего роман, по которому поставлен фильм.
* в одной из сцен, когда Александр путешествует во времени, на счётчике его машины можно заметить дату 635 427 810 год нашей эры.
* сама машина времени на тот момент была самым большим и дорогостоящим предметом, специально изготовленным для съёмок фильма.
* актёрская игра Гая Пирса была настолько уверенна и стабильна, что при необходимости звук из одного дубля мог быть наложен на картинку из другого и при этом идеально совпадать.
* Гай Пирс снялся без участия дублёров в подавляющем большинстве трюковых сцен и был очень недоволен, когда ему так и не разрешили самому исполнить несколько, показавшихся режиссёру чересчур сложными, трюков.
* морлоков в фильме изображали актёры в специальных костюмах с аниматронными масками. В сценах, когда они с невероятной скоростью бегут на четырёх конечностях, была использована компьютерная графика.
* съёмочный период: февраль-июнь 2001 года.