Режиссер - Victor Fleming
Продюсер - David O. Selznick
Сценарий - Sidney Howard, based on novel “Gone With the Wind” by Margaret Mitchell
В ролях - Clark Gable, Vivien Leigh, Leslie Howard, Olivia de Havilland, Hatie McDaniel
USA, 1939
Старый добрый Голливуд - «золотой» век Голливуда. К сожалению, там уже почти не осталось красивых историй любви, сказок - все уж слишком жизненное и подчас мрачное (поэтому современную продукцию Голливуда почти не смотрю, но это мое личное мнение).
Я могу смело сказать, что я являюсь поклонницей этого фильма, в свое время затерла его до дыр, могла процитировать любую реплику любого героя. Я не считаю этот фильм какой-то банальностью, женской мелодрамой. Он повествует о судьбах разных людей, безжалостно искорёженных войной. Все герои на протяжении фильма меняются, и мы становимся свидетелями этой трансформации, раскрытия глубины этих персонажей. Образ главной героини стал для меня почти путеводной звездой, её фразы в минуты отчаяния, её стойкость. Красивая нимфетка, которая должна была прожить скучноватую жизнь жены какого-нибудь богача прожила насыщенную и тяжелую жизнь, переживая влеты и падения, и мы видим какой сильной на самом деле являлась эта героиня, на первый взгляд не отличающаяся от своих сверстниц ничем, кроме красоты и умения пользоваться этой красотой. Та жажда жизни, которой она полна, которая дает ей силы для борьбы придают фильму глубину, делают его вне времени. Нам показана история борьбы, которая никогда не прекращается, мы видим историю героиню, которая никогда не сдастся, для которой борьба - единственный способ существовать.
Хрупкая, юная Скарлетт становится расчетливой businesswoman (не люблю злоупотреблять английскими словами в русской речи, но в данном случае иного слова я просто не подберу). Молодой подтянутый Эшли оказывается на поверку совсем не таким, каким жил в мечтах и памяти юной Скарлетт. Мелани, на первый взгляд такая слабая и чувствительная, на поверку оказывается не такой уж и слабой женщиной. Она была абсолютной противоположностью Скарлетт. Сила Скарлетт была в её решимости и непоколебимости, а сила Мелани в её любви и искренней вере - в любовь, в людей. И даже Ретт не остается прежним и совершает поступок, который в начале фильма казался невозможным - покидает Скарлетт.
Вивьен Ли - моя любимая актриса XX века. Она неподражаема. Её образ уникален. Её героиня цинична, но в то же время привлекательна. Она использует героев как ей это выгодно, но при этом не взывает отрицательных эмоций - настолько она обворожительна. Ее образ стал для меня символом того, что можно выжить после любых потрясений, что всегда будет что-то ради чего можно жизнь. И даже эта музыка говорит о том, что наступит новый день, и можно будет снова встать, гордо подняв голову. Фильм, который внушает надежду, бесконечную надежду - все закончиться только после смерти, а пока мы живы, мы всегда можем что-то сделать, найти какой-то выход и снова твердо встать на землю.
Тара - само название какое-то одушевленное.
“У тебя есть кое-что, о чем ты сама не догадываешься. У тебя есть Тара. Ты часть Тары”.
Это говорили ей близко знавшие ее люди, и были правы - Тара, где прошло ее детство, где к ней пришла ее первая любовь. Дом который принес ей боль, стала ее спасением. Когда-то, вернувшись домой во время войны, Скарлетт приложила все усилия, чтобы Тара снова процветала, спасла ее - так и земля отплатила ей тем же, спасла ее, когда у бедняжки не осталось ничего.
Я не смотрела продолжение и даже не собираюсь, потому что для меня «Унесенные ветром - это 1939-й, это Вивен Ли и Кларк Гейбл. Даже если второй вариант и удачный, я внутренне настроена к нему враждебно - никто не сможет переиграть Вивен Ли, чтобы там ни говорили.
Интересные факты
* идею романа писательница почерпнула из собственной жизни. Во время своей учебы в колледже Смита она влюбилась в однокурсника, но счастью так и не было суждено сбыться: мужчина погиб на фронте в годы первой Мировой Войны.
* сначала Митчелл написала последнюю главу. Затем она стала нанизывать главы одну за другой на сюжетный стержень, как нанизывают куски шашлыка на шампур.
* продюсер Дэвид Сельзник заплатил смехотворные 50 тысяч долларов за право экранизации романа.
* среди других кандидатов на роль Батлера рассматривались такие звезды 30-х годов как Роналд Коулман, Гэри Купер, Фрэдрик Марч, Бэзил Рэтбоун и Эррол Флинн.
* было рассмотрено 1400 кандидаток на роль Скарлетт О`Хара. Главной претенденткой на роль считалась Бэтт Дэвис, но звезда была связана многолетним контрактом с «Warner Bros.». Джэк Варнер был согласен отпустить Дэвис, но при условии, что мужскую роль сыграет Эррол Флинн. Бэтт Дэвис отказалась, так как, по ее мнению, Флинн выглядит слишком женственно. Позже на роль Скарлетт была утверджена Полетт Годдар, но затем контракт с ней был расторгнут. Вивьен Ли утвердили на роль совершенно случайно, после многочисленных проб других известных голливудских актрис; невероятно и то, что «американскую девушку» в конце концов сыграла англичанка.
* Селзник начал съемки фильма, еще не имея актрисы на главную роль. Для съемок усадьбы был задействован особняк брата Селзника, Майрона, главы голливудской фирмы по подбору актеров. Именно Майрон и порекомендовал юную актрису Вивьен Ли. На роль чернокожей няньки-служанки претендовала… повариха президента США Фрэнклина Рузвельта Лиззи МакДаффи, но выбор пал на Хэтти МакДэниел.
* актриса Барбара О`Нил, сыгравшая мать Скарлетт Эллен, была всего на три года старше актрисы Вивьен Ли.
* в написании отдельных сцен фильма участвовал известный писатель Скотт Фитцджеральд, имя которого так и не появилось в титрах картины.
* в последний день съемок 26 января 1939 года все еще не было готового сценария. Его дописывали прямо на съемочной площадке в моменты пауз.
* сценарист фильма Сидни Говард за месяц до премьеры погиб в результате несчастного случая на ферме. «Оскар» за лучший сценарий ему был вручен посмертно.
* для фильма были сшиты 5500 оригинальных костюмов. Все мундиры прошли процесс старения: их терли о песок, использовали металлические щетки, пачкали в грязи.
* в фильме задействованы 59 актеров и 2400 человек массовки, 1100 лошадей, 375 других животных и 450 карет и подвод. Стоимость фильма составила 3,7 млн. долларов плюс 550 тысяч долларов на рекламу, плакаты и специальные буклеты.
* Лесли Говард, сыгравший в «Унесенных ветром» героя войны Эшли Уилкиса, являлся военным офицером запаса. Когда началась Вторая Мировая Война он отправился добровольцем на фронт и погиб. Его самолет был сбит.
* первоначально в сцене, когда Скарлетт идет по полю битвы между телами убитых и раненых южан, планировалось использовать 2000 статистов. Но Гильдия актеров потребовала заплатить всем им по средней ставке, на что Селзник отказался. В сцене были задействованы 800 оплаченных статистов и 400 добровольцев, снимавшихся бесплатно.
* за некоторые не совсем цензурные выражения героев фильма Селзник был оштрафован на 5000 долларов, но он всегда считал, что заплатил эти деньги не зря.
* сеансы проходили в кинотеатре Loew`s Grand Theatre, здание кино было декорировано как старинный особняк династии О`Хара, а над входом висела фотография Кларка Гейбла в обнимку с Вивьен Ли. Билеты на премьеру стоили 10 долларов, но спекулянты продавали их по цене 200 долларов (в нынешних суммах - 2000 долларов!)…
* почти миллион зрителей посмотрел фильм в Атланте. В ночь премьеры возле кинотеатра стояло до 300 тысяч человек, которые хотели лично поприветствовать создателей картины.
* в июле 1998 года легендарный фильм «Унесенные ветром» вышел в повторный общеамериканский кинопрокат.
* несмотря на то, что цвет в кинематографе утвердился гораздо позже (приблизительно в 1960-ые годы), «Унесённые ветром» является полностью цветным фильмом, он был снят при помощи системы «Текниколора», при которой черно-белые снимки окрашивались в красный и зелёный цвета и скреплялись в единую ленту, что позволяло получить нужную цветовую гамму; этот метод был дорогостоящим, так как не только потреблял большое количество плёнки, но и нуждался в специально переделанной кинокамере.
* первой сценой, отснятой для фильма, была сцена побега Скарлетт и Ретта из пылающей Атланты, сцену снимали в естественных условиях - руководство студии подожгло целый «квартал» декораций, оставшихся от съемок другого фильма; тогда исполнительница роли Скарлетт ещё не была утверждена и её играла актриса, имя которой осталось неизвестным.
* Вивьен Ли работала в течение 125-ти дней и получила 25 000$, Кларк Гейбл работал 71 день и получил 120000$.
* нравы в Америке 30-х годов были таковы, что никому из темнокожих актеров и актрис, снимавшихся в фильме, не было дозволено присутствовать на премьере.