O Clone / Клон

Dec 08, 2012 19:35




Режиссер - Jayme Monjardim
Сценарий - Glória Perez
Музыка - Marcus Viana
В ролях - Murilo Benicio, Giovanna Antonelli, Reginaldo Faria, Vera Fischer, Juca de Oliveira
Бразилия, Марокко, 2002

Хороший сериал. Красивый сюжет о запретной любви. Красива атмосфера сериала - одежда, украшения, прически, архитектура, музыка. Хотя, я считаю, что он слишком затянут, и там есть лишние персонажи, которые только нагружали сериал и делали несколько нудным. Конечно, столкновение двух культур, этические проблемы клонирования и наркомании - все это интересно, познавательно, и дает пищу для размышлений зрителю (я уж промолчу о том, скольким людям, чья жизнь была связана с наркотиками, сериал помог).
    Нельзя недооценивать прямо-таки библейскую притчу, неожиданно всплывшую в сериале: что бы индивид существовал, ему нужен еще хотя бы один такой же, как он. Как Ева нужна была Адаму. И финал остался для зрителей большой загадкой: что произошло с единственным в своем роде Лео? Для возлюбленной он был копией матрицы, ее первой любви. Для "отца" - экспериментом. Для "биологического отца" - ожившим Диогу. Никто не воспринимал его на равных, потому что равных ему не было.
    Однако, мне понадобилось просмотреть сериал во второй раз, чтобы увидеть его по-настоящему, и понять всю его проблематику.

Клонирование. Хорошо продуманная линия, отлично сыгранная. Тщеславный доктор Албиери, напрочь забывший о сострадании к ближним, рассуждающий о том, что перед научными открытиями трагедия нескольких индивидуумов - ничтожна. Страдающая Деуза, вопрошающая: почему именно она? Бедная женщина, единственной амбицией которой было иметь ребенка, и на ее долю выпадает такое, что она просто не в состоянии постичь. Глядя на доктора Албиери испытываешь смешанные чувства. С одной стороны я целиком на стороне всех его оппонентов: никто не имеет права играть чужими жизнями. Опыты ставятся на добровольцах, и нет оправдания ему за погубленную жизнь Деузы (учитывая то, что ее мечта стать матерью, воспитывающей своего ребенка так и не сбылась, то можно сказать, что ее жизнь погублена). Но с другой стороны, Албиери ведь не подлец, а умный и благородный человек, обаятельный, вызывающий сочувствие. Но, тщеславие есть библейский грех, и с этим не согласиться я не могу.
    Лео показан странным, психоватым, слегка у себя на уме. Наверное, так нам хотели просто показать, что клон все-таки не похож на человека. Конечно, опыты, развитие науки и т.д. - все это понятно, но нельзя сравнивать человека и овцу. Клон овцы всю жизнь прожил в загоне. Гуманно ли запереть в загоне Лео? Годами обдумывая свой эксперимент, Албиери не подумал о том, что его клон будет испытывать невероятное психологическое давление со стороны общества, он никогда не почувствует себя своим, человеком, никто никогда не примет его в какой-либо круг, потому что он не человек… Он клон. А как относиться к клону? Где написано, как к нему относиться, что от него ожидать? Лео всю свою жизнь был бы экспериментом, требующего непрестанного наблюдения, и даже не он один, также и многие последующие (если представить, что эксперимент Албиери удался).
    Где его семья? Его корни? Его история? С кем он связан? Кто сможет его полюбить? Какими будут его дети? Кто захочет от него детей? Кто захочет видеть его своим другом или компаньоном?
    Каждый увидел в нем то, что потерял, что мечтал снова обрести: Леонидас - Диогу, Жади - молодого Лукаса. Для самого Албиери Лео был лишь гордостью. Когда Лео просил Албиери не говорить о том, что он клон, доктор и не думал к нему прислушиваться. Как он может отказаться от шанса прославиться и потешить свое тщеславие, стать, наконец, легендой? Он никогда бы на это не пошел. Потому что даже чувства Лео его не заботили. Он его гордость и только. По сути, никто его не любил, кроме матери, которая так и не поверила в “выдумки” про клонирование. И если бы Лео не отправился с Албиери в пустыню, то в обозримом будущем он либо сошел с ума, либо пустил себе пулю в лоб. Эксперимент Албиери провалился, клону нет места среди людей.

Наркомания. Много говорить об этом не вижу смысла, просто потому что анализировать тут нечего. Их тема была хороша, уместна, интересна на протяжении всего сериала.

Марокко. Сказать, что сериал показывает арабский быт - это слишком громко. Так, приоткрывает. Исламский быт покажут мусульмане, а не бразильцы. В фильме больше сказки, чем правды. Скажем, ни один мусульманин, живущий на западе, не будет устраивать истерики если его дочь не хочет носить платок. Большая половина мусульман проживающих в не мусульманской стране не носят платки, и неверными они от этого не становятся. Быт богатых мусульман показан, что бы взор услаждать. Не так сахарна жизнь арабских женщин, чтобы ходить по дому так, словно они только с подиума сошли. Это красиво, но это неправда, большинство людей живут за чертой бедности, и если говорить, что сериал показал быт мусульман, то там явно не хватает бедняков, которых мы видим когда нам показывают шумную Медину. Это настоящие арабы, но как они не похожи на выхоленных главных героин новеллы. Так же иногда вызывает сомнения и их мода - Жади, показывающаяся на людях с глубоким декольте, или другие героини (не помню их имен), которые позволяют себе оголять руки. Вообще, мусульманские женщины показаны слишком превратно - они все собственницы, все не переносят вторых жен своих мужей. Ну, сериал снят бразильцами, как я уже говорила, и это хорошо видно, арабский менталитет не отражен. Ну и, наконец, тот факт, что семья Жади столько раз прощала ее и покрывала…. Когда Жади только приехала, отношение к ней было правдоподобнее. Потом видно зрители так ее полюбили, что сценаристы наплевали на набожность дяди Али и все традиции ислама.
    Также, в числе прочих ляпов касающихся арабских героев, мне интересно, на чем так разжился Мохаммед - на арабских товарах в Бразилии? Никакая экзотика не может принести столько доходов, сколько принесла Мохаммеду - дом, наряды его жены… Не верю, не бывает. Так и представляю здешних индийцев, проживающих в нашем квартале и торгующих индийскими товарами, живущих как Мохаммед… Я бы заподозрила их в криминальных связях, а Мохаммед вроде честный.

Лукас - Жади. Эта сладкая парочка вызывала у меня кучу противоречивых эмоций.
    Во-первых, Лукас…. Что же в нем такого, что Жади так сильно полюбила его? Бесхарактерный, мягкий, женственный, нерешительный, ненадежный. На чем зиждется ее любовь? Эта любовь не могла победить. Просто не могла. Исходя из того, что когда-то Жади поклялась Аллаху забыть его, а клятву таки не сдержала, рискую заметить, что Лукас остался с Жади только из-за того, что в Бразилии все на уши встали от их любви и не хотели видеть Жади ни с кем другим боле. Также, весь сериал мудрейший герой сериала Али говорит, что нельзя вернуться назад, что она неправа, неправа, неправа… а в итоге оказалась права. То есть дядя Али не так мудр, каким кажется. В общем, нестыковки в их истории есть, но, как говорится já estava escrito (португ. “это написано”), а так как эти судьбы писал не Аллах, а Глория Перез, то все решилось наперекор какой-либо логике.
    Ну, а во-вторых Жади… Истеричное создание, эгоистичное, нервное, показывающая самые худшие человеческие черты, преподнесена в образе роковой женщины, сводящей всех с ума. Вообще-то, я хорошо представляю Джованну Антонелли в роли отрицательного персонажа (да-да, несмотря на ее шикарную улыбку). В каждой сцене выяснения отношений (не важно с кем - с Саидом, Лукасом или Раньей), ее лицо приобретает такой злой вид. Это не восточная женщина, не Клеопатра, сводящая всех с ума. А чего стоят ее истерики, которые с завидной регулярностью она закатывает в сериале? Все те, кто счет Жади прекрасной восточной женщиной по ту сторону экрана, сочтут это поведение эмоциональным и привлекательным. Глядя на ее жесты, тяжелое дыхание и нервные срывы я думала о том, что сценаристы проглядели еще одну наркоманку в свой сериал.… Ну и, наконец, ее эгоизм, не лезущий ни в какие ворота. Сколько героев навлекли на себя гнев Аллаха покрывая ее (еще один ляп в пользу главной героини, которую непонятно за что, любили больше, чем себя). Хоть раз она кому-нибудь помогла? Она брала, но не отдавала. Самая противные моменты, это когда она завлекала Зорайде на улицу, призывала ее ждать на улице, а сама предавалась любви с Лукасом - в развалинах или у него на квартире. Так, однажды Зорайде провела ночь на улице. Кажется, создатели сериала свернули это в нечто комедийное, но Бог мой, какой жуткий непростительный эгоизм! Зачем это показывать в образе женщины, сводящей все с ума? Почему никто в сериале никогда не указал на все ее многочисленные недостатки? У меня этак героиня не вызывала ни капли сочувствия. Как можно сочувствовать ей, за все то, что сделал Саид, если вспомнить как эгоистично и бессердечно она издевалась над ним все предыдущие годы их брака.
     Та же линия Саида подчас была сильно надумана - мужчина, с чувством собственного достоинства и гордостью никогда бы не прощал ее столько раз, сколько это было в сериале. Он не мог ее любить, она всю жизнь разрушала свою любовь к нему. Даже если и представить, что он все-таки безумно ее любил вопреки всему и ни за что, то он все равно бы ее не прощал, из чувства собственного достоинства. Неприятно смотреть, как умного и тонкого человека превращают в бесхарактерного слюнтяя, в угоду поддержания образа роковой порабощающей женщины.
     И если подумать немного дальше за 250-ую серию, то Лукас и Жади никогда не будут вместе. “Доминантная” Жади сотрет в порошок все остатки характера Лукаса и они разбегутся не пройдет и полгода… И дядя Али все-таки окажется прав. И Жади получит наказание, уготованное Аллахом, и останется ни с чем. Но это уже проза жизни. А сказка закончилась там, среди песчаных дюн, продолжительным поцелуем…

Интересные факты:

* на роль Лукаса, Лео и Диогу планировали взять Фабио Ассунсона, Тьягу Ласерда или Мурило Бенисиу.
* на роль Жади планировали взять Летисиу Спиллер или Летисиу Сабателлу, которя впоследствии сыграла Латиффу.
* режиссер Жайме Монжардим утвердил Джованну Антонелли на роль Жади как только увидел, но актрисе об этом не говорил месяц, постоянно вызывал на собеседования, тем самым проверяя достаточно ли у неё терпения и желания заниматья столь длинным и рискованным проектом.
* половина съемочной группы в Марокко слегла с лихорадкой Денге.
* планировалось, что у Мохаммда появится вторая жена, но зрители слишком полюбили пару Мохаммед-Латиффа и запротетсовали против такого поворота сюжета. В резултате вторая жена досталась Саиду.
* во время показа сериала его создателями выдумывались различные версии финала для прессы. Так получалось что Жади останется с Саидом, Лукас женится на другой мусульанке, вернется в семью или даже погибнет.
















рецензия, o globo, giovanna antonelli, murilo benicio, Глобо, Бразилия, brazil

Previous post Next post
Up