Про мотивацию и опыты с анскулингом

Feb 17, 2014 15:52

Услышала позавчера от Лены-lenuto такую историю (вольный пересказ):
К одному пожилому человеку на лужайку перед домом прибегали дети поиграть. Дети очень шумели и мешали этому человеку. Ругать и прогонять их ему казалось бессмысленным, тогда он решил поступить по другому. К вечеру он вышел из дома к детям и сказал им: Вы так замечательно играли у меня под окнами, я так рад, что вы громко шумите, бегаете, играете в мяч, поэтому я хочу поблагодарить вас и каждый получит от меня доллар, приходите еще. Дети получили деньги и были очень рады. На следующий день они опять прибежали играть на лужайку. Старик снова вышел вечером, чтобы их поблагодарить, но дал им на этот раз по 50 центов. На следующий день он дал им по 25 центов, потом по 5 центов. Дети не захотели больше приходить играть к нему на лужайку за такие маленькие деньги, забыв, что с удовольствием бегали там за бесплатно.

А вот такая история произошла со мной буквально на днях:

Теперь история о том, как моя читающая запоем старшая дочка впервые произнесла: мама, а можно я не буду ничего читать?
Так как читает она очень быстро (9лет), я решила направить ее интерес к чтению по интересующему меня руслу. В основном она читает художественную литературу, мне же хотелось, чтобы она читала больше познавательного. Дочь захотела купить одну вещь (игрушку), я предложила ей заработать себе эту игрушку самым простым для нее способом-чтением. Нарисовала ей небольшую башенку из книг, которые она должна прочитать. Включила туда 2 книги, которые она уже читала к этому времени. На самом верху башенки расположилась ее игрушка. Мне казалось, что это хорошая идея. Потом я заметила, что дочь отложила те 2 книжки и больше их не берет, хотя говорила, что они ей очень нравятся. Я наблюдала. Те книги, которые были включены в список мы с ней уже обсуждали и она не была против прочитать их, но сейчас только смотрела на корешки и, вздыхая, уносила вечером в кровать какую-нибудь другую книгу. Но, видимо, башенка на нее давила. Вчера я по привычке сказала, что у нее есть 30 минут почитать перед сном, а она грустно спросила: Мама, а можно я не буду ничего читать? Хотя я никогда и не заставляла ее это делать, говорила про чтение, зная, что она обязательно потащит в кровать книгу, поэтому пыталась соориентировать ее по времени. Думаю, что пришла пора уничтожить "гениальную" башенку и больше не навязывать ребенку книги, а мягко их предлагать.
Ребенок перестал хотеть делать то, что он делал в свое удовольствие, когда ему предложили сделать это за вознаграждение((

Про оценки Анны.
Когда я только начала заниматься с ней домашним обучением, то неосознанно, по школьной привычке давала какие то оценки тому, что у нее получается, а что нет. Потом мы ввели награждение наклейками, которые она вклеивала в альбом и дорисовывала к ним картинки, сочиняя истории. Но интерес к наклейкам стихал и она уже не стремилась выполнить работу хорошо, чтобы их получить. Я решила дать ей и себе время подумать, как оценивать ее работу дальше и мы жили без оценок. Потом я стала рисовать ей разных персонажей, грустных или веселых, в зависимости от качества работы, но грустные ее огорчали и это опять не было выходом, хотя теперь ей каждый раз было интересно, кто же появится в ее тетради. Основная проблема у нас была с прописями. Сейчас эта проблема решилась очень просто, мы выдумали с ней страну Фантазий, где она волшебница и она пишет в тетрадке стихи, маленькие сказки, которые ждут жители ее страны. Она очень любит придумывать все это и писать соответственно, а заодно и делать иллюстрации к своим историям. Больше оценки вроде и не нужны, она и так очень старается, но она сама ждет, кто из персонажей ее страны появится после получения письма в ее тетради, поэтому я продолжаю рисовать, но грустных посетителей у нас больше нет.

А теперь про сегодняшний эксперимент с Анной.
Скажу сразу, что у нас есть расписание и мне без него никак, именно потому, что я сама личность неорганизованная, я и так мало его придерживаюсь, поэтому мне необходим какой-то курс и какая-то опора с пониманием куда я двигаюсь и куда в итоге хочу прийти в обучении ребенка. Анскулинг (в том американском варианте, про который я читала) мне не близок по духу. Но все же я люблю пробовать, так что устроила сегодня "День ребенка".
Лена рассказала о том, что у них ребенок сам выбирает чем будет заниматься и те самые уроки для аттестации выполняет тогда, когда объявляет о своей готовности ими заниматься.
Я решила не предлагать ей ничего вообще, вот что придет в голову, тем пусть и занимается.
Практически весь день она не выходит из комнаты, строит из лего дворцы и города, расставила армию солдат, они сражаются с другими армиями, защищают принцессу, регулярно на них еще и дракон нападает. В комнате невозможно ходить, весь пол занят маленькими героями. В перерыве она принесла мне книгу про драконов http://www.labirint.ru/books/215319/, почитали.
Потом выдвинула гипотезу, что все же драконы должны были существовать, раз их так много и они есть почти у всех народов, нужно просто найти их останки и доказать это. Я нашла ей фильм на эту тему. Там такой же фанат драконов пытался доказать такую же теорию. Анна сделала вывод, что фактов и доказательств все же пока не хватает, фанат был не слишком убедителен, но как вырастет, она займется этим. Поговорили с ней о псевдо-ученых и фальсификациях в научных открытиях.
Ставила себе музыку, слушала и танцевала. Нашла пластилин и лепила на бумаге рисунки из тоненьких пластилиновых полосок.
Еще она поиграла с Симой подвижными играми по книжке http://www.labirint.ru/books/175528/ и почитала книгу про пауков, немного посмотрела в интернете информацию про разных пауков (птицееда, черную вдову, птицееда-голиафа), попросила найти ей про них фильм, а сама отправилась играть дальше.
Когда началось фигурное катание, ушла "болеть и любоваться", как она говорит.
Я знаю, что если бы я предложила ей позаниматься математикой или русским, то она бы занималась с удовольствием, но сама она таких идей не выдвигала. Сейчас мы идем гулять и на фольклорную студию, а потом посмотрю, что она решит делать дальше…. Ребенок чувствует себя отлично и очень самостоятельно, ей нравится как она проводит день… Она готова к аттестации, поэтому я могу позволить несколько дней такого режима, но все же, думается мне, что такими темпами к аттестации 2 го класса мы бы пришли не скоро, несмотря на то, что и так не торопимся никуда.
АПД: Когда Аня пришла с занятий, София уже получила "Книгу историй" (в посте выше) и увлеченно сочиняла. Поэтому Анна тут же вспомнила про свою книжку. Весь оставшийся вечер они писали истории и читали друг другу и нам с мужем. Вот такой день А.

Недавно в сообществе сО читала статью, где мальчик решил научиться писать чуть ли не перед поступлением в колледж. Наверное, он занимался многим другим, но в статье ничего про это не говорится, ни про спорт, ни про науки, ни про его увлечения. Трудно сделать объективные выводы, хотя статья очень позитивна.
Я уважаю родителей, которые готовы ждать ребенка столько сколько потребуется, но меня анскулинг, как путь ожидания, что выберет и чем захочет заниматься сам ребенок, без какого-либо вмешательства взрослого, пугает… Хотя тут о есть о чем подумать и, возможно, изменить свое отношение к образованию.

СО, обучение, Аня 6 лет, анскулинг, София 9 лет

Previous post Next post
Up