Dec 17, 2013 11:14
Постоянно натыкаюсь в сети на обсуждение использования гаджетов детьми. Вот решила и свое мнение по этому поводу высказать:)
Сказать, что у тебя ребенок не использует телефон, планшет, компьютер, это уже как расписаться, что ты в особой касте людей. Ответственный родитель, который заботится о развитии и здоровье своих детей. Наверняка так и есть. Но так уж страшны гаджеты, как о них говорят?
Во первых, как мне кажется, нужно понять, Что именно заменяют собой современные планшеты, телефоны, приставки и компьютеры, чтобы выключить вашего ребенка из реального мира? Недостаток общения? Отсутствие интересов и хобби? Слишком большое количество свободного и незанятого времени, которое в современных условиях не всегда можно заменить играми с детьми во дворе? Неумение и нежелание читать книги?
Получается, что если ваш ребенок умеет скучать и имеет такую возможность, то гаджет здесь совсем ни при чем. Нужно решать другие проблемы, а не бояться, что при покупке планшета или компьютера, ваш ребенок забудет выход в реальный мир.
Он забудет его только в том случае, если в этом реальном мире ему ужасно скучно.
Во вторых, возраст с которого ребенок может сам ограничивать свое пребывание у экрана и доступ к нему.
Когда говорят, что планшет у ребенка с 6 месяцев, а с полутора лет малыш сам может выбрать себе игру, стуча пальчиком по иконкам, я скорее удивляюсь, чем умиляюсь. У меня сейчас годовалая дочь. Единственное, что она догадается делать с планшетом, это стучать по нему деревянным кубиком или использовать как подставку для постройки башенок:) И это не потому, что я ее "ограничиваю". Мне в голову не приходило ей что-то там показывать и учить играть в планшетные игры. Все игры, которые есть в планшете для детей до 2-3 лет, спокойно играются на полу с реальными игрушками. А после 3х, как мне кажется, ребенку необходимо много ездить и смотреть: музеи, театры, зоопарки, другие страны в конце-концов, если есть возможность. С 4х-5 пробовать подключать более-менее серьезные занятия: кружки, студии, спорт.
Где же здесь в жизни ребенка гаджеты? Их вполне можно использовать для того, чтобы показывать презентации, учить язык, посмотреть развивающую передачу и игры полезные тоже есть. То есть цель гаджета не убить время (как часто взрослые говорят эту фразу…откуда, ну откуда у нас столько времени, чтобы его еще и целенаправленно убивать?), а расширить возможности для восприятия новой информации.
Как мне кажется, при этом у ребенка возникает ассоциация, что планшеты, компьютеры, телевизор это продолжение его занятий в кружках или дополнительная информация для игр с мамой или новый интересный урок.
Не уход от реальности, где скучно, а подтверждение того, что в жизни есть много интересных вещей.
С 6 для ребенка найдутся интересные программы и без онлайн игр: математика, монтаж мультиков, языки, программирование.
Не собирала статистику и не проводила исследований, поэтому судить могу только по тому, что наблюдаю у своих детей, их друзей и знакомых.
Мои дети снабжены, наверное, всеми видами современных устройств. И я особо не беспокоюсь о том, что они с головой уйдут в какой-нибудь виртуальный мир и будут играть, забывая сделать перерыв на еду и сон.
Это не значит, что они могут бесконтрольно пользоваться всем, что у них есть. Хотя мы и не говорим о контроле. Все, что есть они могут использовать, но это условно свободный доступ. Существует определенное правило, которое гласит, что сначала нужно выполнить обязанности, а это уроки и домашние дела. Потом можно выбирать самостоятельно, чем заниматься. Про уроки все ясно, но я сталкивалась с тем, что многие родители не хотят "лишать ребенка детства" и поэтому круг домашних обязанностей либо узок либо отсутствует. У нас он есть и я не вижу в этом лишения детства. К тому же сейчас закладывается база в отношении к помощи и труду, которую, как мне кажется, легко будет поддерживать с ребенком подростком. Сейчас дети восприимчивы ко всему, они готовы участвовать в жизни взрослых и зачастую с благодарностью принимают это приглашение. Приготовить завтрак или обед, почистить картошку или пропылесосить полы, не воспринимается как каторга.
Поэтому, если раз в месяц ( а на самом деле гораздо реже) дети вспомнят о том, что можно попрыгать с приставкой кинект, то пусть прыгают. Особенно, если на улице грязь и дождь.
В планшете у них стоят несколько простых игр, кроме обучающих приложений. Но София чаще встает пораньше с утра, чтобы до школы прочитать несколько страниц интересной книжки. Когда (и если) у нее возникает пауза в чтении, она вспоминает про планшет и может встать пораньше, чтобы поиграть. Но в остальное время она слишком занята для этого. _ Есть настолько много вещей, которые ей интересно попробовать, что это физически невозможно впихнуть в неделю. У неё литературный кружок, танцы, игровой английский, кружок рисования и мягкая игрушка. А в прошлом году были музыкальная и спортивная школа. На следующий год она хочет учиться игре на гитаре, спортивным ориентированием или пятиборьем… И это нереально, как я думаю, так как столько часов в сутках просто нет.
А еще она любит гулять, катается на роликах и велосипеде. Так что у есть запас на будущее, если что-то из того, что она делает сейчас, ей надоест.
Вторая дочь более избирательна в занятиях, но и у нее полно интересных дел помимо планшета или компьютера. Как то я пыталась подсчитать её ненапряжные "внешкольные "кружки и оказалось, что их тем не менее 18 часов в неделю. После Нового года я решила, что стоит все таки сократить этот список.
А еще, что мне кажется очень важным в семье, где есть несколько детей, что они скучают друг по другу и очень очень любят играть ДРУГ с ДРУГОМ, а не с металическим пропуском в мир игр. Я ничего для этого не делала специально и методически, поэтому не знаю как так вышло, но они часто и помногу играют в обычные детские игры, в которые играли дети до эпохи НТП:))
Вот еще парочка историй. Моих детей пригласили в гости, просто так без повода. Один раз мальчик (один в семье), другой раз девочка (тоже единственный ребенок). И своим гостям они предложили поиграть в приставку или компьютер... Мои дети были очень разочарованы, они ждали живой игры. И, наверняка, те дети тоже хотели поиграть так как водится у детей, но дома не смогли придумать ничего особенного, кроме обычного своего времяпрепровождения.
Другая история. Дети иногда ходят к другому мальчику 9 лет, никаких гаджетов у него нет, там они играют. Но когда мальчик приходит к нам, то обязательно сам просит поиграть в приставку или планшет, а я мучительно думаю, что же делать. Мои дети тоже не в восторге от этого. Но ему это так интересно, что даже поиграв, он не хочет и не может оторваться...Поэтому сейчас я уже твердо не разрешаю ему играть у нас в гостях. Это мучительно для меня, для детей и для него тоже, когда приходится бросать игру и идти домой.
Вы думаете, когда он все таки получит свой телефон, он не будет пропадать в маленьком экранчике с бестолковыми персонажами, чтобы нагнать упущенное? Ведь у других детей это было… Не в запрете и не в наличии дело.
Вчера наблюдала в автобусе такую картину. Вошли две (около 23-24 лет)девушки, сели, достали из сумок телефоны, зажали их в руках и стали общаться. Вроде вместе, но все время в ожидании. Вошли 2 подростков, лет по 18, оба достали телефоны, залезли в интернет и тоже общались, одновременно листая что-то в телефоне. Зашел парень лет 30-35, достал телефон и стал играть. И так люди поступали один за другим, кроме женщин с сумками и людей старшего поколения.
Думаете, у всех этих людей гаджеты были с раннего детства и был бесконтрольный доступ к ним? Так в чем причина того, что они не могут с ними расстаться?
ПС: Спички детям не игрушка. Можно спрятать их от ребенка до 18 лет и надеяться, что после 18 ему все же не захочется пробовать все их возможности, вплоть до пожаров. А можно объяснить чем они полезны, а чем опасны. И научить готовить еду на газовой плите, разжигать огонь в походе и зажигать свечи на праздничном торте.
обучение,
хмм,
размышлизмы,
дети