Мне, как владельцу фототехники марки Canon, при виде названия Никоновское, сразу подумалось, а нет ли где на просторах нашей необъятной родины села Каноновское?
Оказывается есть:
Вологодская область, Сямженский район, село Каноновская. Жаль только фото с указанием населенного пункта не нашлось.
Выдержка из книги В.В Костина «На реке Северке»:
"По шоссейной дороге, идущей по высокому берегу реки Северки, мимо строений «детского дома», через живописный лес, мы с вами попадем в старинное село Никоновское. Где-то в середине XIX века, здесь проводил свои первые раскопки, уже упоминавшийся нами, С. Д. Нечаев. Как уже говорилось, местность, где расположены наши селения, заселены с давних времен. По течению рек Северки и Гнилуши в большом количестве имеются старые погребения славян вятичей - курганы. Можно сказать, что с раскопок этих курганов, между селами Авдотьино и Никоновское, начиналась наша наука археология. В какой-то мере это произошло благодаря владельцам села Никоновское. Но о них несколько позднее. Самые первые раскопки курганов в окрестностях села Никоновское и Авдотьино проводились под руководством С. Д. Нечаева и по инициативе графа А. С. Уварова. Нечаев известен, прежде всего, «открытием» Куликова поля, где произошла знаменитая Куликовская битва 1380 года. И хотя это место, сейчас, подвергается серьёзному сомнению, вклад Степана Дмитриевича в русскую археологию несомненен. Он провел в 1855 году раскопки 10 курганов в том месте, где мы с вами сейчас заочно путешествуем.
Самое первое упоминание о селе относится к 1682-1683 году, когда оно было передано из дворцовых сел в вотчину боярину А. Т. Лихачеву. Называя фамилию Лихачева, приходится вступать в противоречие со сведениями, приведёнными в книге нашего уважаемого краеведа М. Г. Аверьяновой - «Край Раменский», где владельцем назван боярин А. Т. Лихарев. Для подтверждения своей точки зрения, в качестве источника сошлюсь на книгу известного историка Готье Ю. В. «Замосковский край в ХУ11 веке. Опыт исследования». В ней сказано, что в конце ХУ11 века думный дворянин А. Т. Лихачев получил в вотчину село Никоновское, состоявшее из 58 дворов, в котором проживало 453 жителя. Как мы видим, это значительное по тем временам селение, существовавшее, по всей видимости, достаточно давно. Но сведений о нём, как и о селе Авдотьино, нет в писцовых книгах, по выше приведённым причинам.
Можно предположить, что селение, получившее название Никоновское, входило в состав патриаршьих или церковных земель во время царствования царя Алексея Михайловича в середине XVII века. «Русский биографический словарь» так говорит о Никоне: «Никон сильно расширил патриаршую область, припиской к ней земель, значительные личные владения». По всей видимости, наше селение было пожаловано Никону из дворцовых земель.
После снятия с Никона патриаршего сана в 1666 году и ссылки в Белозерский монастырь, он лишается своих привилегий, а владения, как это было принято «отписываются на государя». В нашем случае село опять переходит во дворцовое ведомство, но название остается. И уже после смерти Никона в 1681 году, Никоновское в 1682 году попадает в вотчину боярину Лихачеву А. Т."
К слову сказать покружив в
районе строений "детского дома" и обратив на себя внимание охраны, я так и не нашел проезда в Никоновское, а потому вернулся в Большое Алексеевское и проехал дальше, в сторону Никулино, где и был поворот на Никоновское.
Вид на Никоновское с дороги:
В 1738 г. село уже принадлежало С.Д. Матюшкиной на средства которой была построена кирпичная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней.
В книге «Памятники архитектуры Московской области» о церкви говорится так: «выстроена, по свидетельству храмозданной доски, в 1738 году владелицей села С. Д. Матюшкиной. Главное здание большого объема бесстолпный двухсветный четверик с одной главой. Трапезная и колокольня представляют собой характерный образец провинциальной постройки эпохи барокко с несколько огрубленными архитектурными формами. Четверик перекрыт глухим сомкнутым сводом.
Храм был закрыт на основании постановления Президиума Мособлисполкома от 14.03.1933 года. «Разрешить Бронницкому РИК церковь в селе Никоновском закрыть, а здание использовать под столовую племзавода». Внутреннее убранство было снято, колокольню использовали под водонапорную башню, отчего она сильно пострадала. Сейчас храм возвращен верующим. Ведётся ремонт. Местный священник, отец Александр прилагает много усилий по восстановлению, но нехватка средстви большие разрушения здания, особенно колокольни, затрудняют работу.
Февраль 1943 года. Двадцатидвухлетний выпускник Борисоглебской лётной школы имени Чкалова, лейтенант Арнольд Якобсон ведёт свой «ЯК-7Б» к столице. В небе над Раменским районом его подстерегает вражеский «Юнкерс»… Через 60 лет жительница села Никоновское Анастасия Васильевна Маглева расскажет: «Летели два самолёта - один повыше, другой пониже… Один ударил, другой пошёл вниз». Во время разворота истребитель Якобсона был сбит. Он загорелся уже в воздухе и с громадной силой ударился об землю.
Уроженцу Курской области Арнольду Якобсону суждено было остаться в подмосковной земле. И долго он не обретал покоя… Сначала местные жители сложили всё, что осталось от пилота и его самолёта, в яму и забросали землёй. О лётчике вспомнили только в девяностых годах. Основные работы бронницкий поисковый отряд «Беркут» при поддержке коллег из Коломны и Чехова и местного отделения «Боевого братства» провёл в 2003 году. Докапывались до истины как в земле близ Никоновского, так и в архивах. Пытались понять, кто это и как всё было. В то время как сельский священник отец Александр похоронил останки Арнольда около церкви… Лётчик Якобсон был христианином: батюшка нашёл его православный крестик. Возникла идея похоронить останки погибшего воина на месте падения его боевой машины. Сейчас там стоит обелиск… Однако могила Якобсона - напротив мемориала никоновцам, павшим в битвах Великой Отечественной, около местного ДК «Северянка».
Современный вид церкви:
В последние годы перед революцией в селе было еще имение князя Оболенского. На базе его в 1918 г. по декрету В.И. Ленина о развитии племенного животноводства было создано племенное хозяйство, которое росло и развивалось. В 1960-е гг. границы племенного хозяйства расширились за счет присоединения соседних деревень. Хозяйство свыше 70 лет занималось развитием племенных свиней крупной белой породы и крупного рогатого скота, неоднократно являлось участником ВДНХ, многие его работники были награждены орденами и медалями. Сейчас от племзавода почти ничего не осталось. Зато теперь рядом с Никоновским выращивают
Русские газоны, уничтожая плодолордный слой почвы.