22 ИЮНЯ

Jun 21, 2011 23:42

Не хочу, чтобы такое повторилось!

Пусть будет МИР!

Военные песни…
Они особенные. У каждой своя история, своя эмоция, свои чувства….
Для меня есть две, при первых нотах которых, встает ком в горле и наворачиваются слезы.
«Священная война» (Вставай страна огромная) и «Прощание славянки».
Недавно прочитала историю «Марша тысячелетия», так называют «Прощание славянки».

Маршу вот-вот исполнится 100 лет!!!



Марш был написан кавалерийским штаб-трубачом, впоследствии известным военным дирижером Василием Ивановичем Агапкиным (1884-1964) в связи с началом Первой Балканской войны (9 октября 1912 - 30 мая 1913).



Есть версия, что Агапкин взял за основу старую, сохранившуюся в солдатской среде народную песню времен русско-японской войны 1904-1905 годов и обработал её.

Ах, зачем нас забрили в солдаты,  
Угоняют на Дальний Восток?  
Неужели я в том виноватый,  
Что я вырос на лишний вершок?  
Оторвет мне иль ноги, иль руки,  
На носилках меня унесут.  
И за все эти страшные муки 
Крест Георгия мне поднесут…

(Куприн в своем рассказе "Гусеница" (1918), действие в котором происходит в Крыму осенью 1905, приводит первый куплет этой песни)

Первое публичное исполнение марша состоялось осенью 1912 года в Тамбове на строевом смотре полка, в котором служил Агапкин. Буквально в считанные месяцы марш приобрёл огромную популярность. Особенно к месту и ко времени марш "Прощание славянки" пришёлся на начало 1-й Мировой войны - он исполнялся не только русскими военными оркестрами, но также во Франции, странах Балканского союза и других. А летом 1915 года в Киеве вышла первая грампластинка с записью марша.



На сохранившейся до сего дня обложке первого издания нот марша значится:

«„Прощание славянки“ - новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина».

Кстати, еще одна версия, что персонажи на обложке - это сам автор марша и его жена.

К началу войны Агапкин занимал должность капельмейстера оркестра Центральной школы ОГПУ. Обладая не только музыкальными, но и организаторскими талантами, он в короткий срок собрал коллектив профессионалов. Одно из выступлений было запланировано на 22 июня 1941 года…..Судьба распорядилась иначе. Вместо одного выступления состоялся целый парад. Агапкину поручили руководить сводным оркестром на том самом параде 7 ноября 1941 года. Подготовка к параду проводилась в режиме повышенной секретности. Буквально за 2 дня Василию Ивановичу удалось сделать невозможное: отобрать те оркестры, которые должны были выступать, провести репетиции и создать в итоге цельный коллектив. При этом никто из музыкантов не догадывался о цели проводимой работы.
Сам парад из соображений всё той же секретности и безопасности начался не в 10 часов утра, а на 2 часа раньше. Именно это сыграло злую шутку с записью кинохроники: во-первых, хроникёры не успели к началу речи Сталина - её записывали позднее в студии, а потом вставили в готовый фильм; во-вторых, запись получилась «немой», поскольку из-за рассинхронизации аппаратуры записать звук вместе с визуальным рядом не представилось возможным - фильм также озвучивали постфактум. До сих пор идут споры - звучал ли марш во время парада или нет. Документов на этот счет не сохранилось…Я думаю, что звучал. И тогда, и во время войны, и после нее...
Не даром именно эту мелодию можно было (сейчас не знаю, может и нет) на ж/д вокзалах многих городов России, Украины, Белорусии...

О словах марша. Они появились и появлялись в разные десятилетия, в разные исторические  эпохи, но были все об одном - о пронзительном прощании…..

Наступает минута прощания,
Ты глядишь мне тревожно в глаза,
И ловлю я родное дыхание,
А вдали уже дышит гроза.

Дрогнул воздух туманный и синий,
И тревога коснулась висков,
И зовёт нас на подвиг Россия,
Веет ветром от шага полков.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
(Не все из нас придут назад)
Прости-прощай, прости-прощай…

музыка, календарь, Прощание славянки, история, Великая Отечественная война, память

Previous post Next post
Up