Романтические виды старого Киева. Часть 3-я

Jun 23, 2015 07:59

"Киев, более двадцати раз бывший добычей пламени и столько же раз осажденный, взятый приступом и разоренный, есть для нас место классическое. Столь много всяких событий являлось в стенах его, столь много крови и слез пролито на землю эту! Теперь Киев, как седовласый старик, в семье Русских городов, величественно возвышает чело свое, увенчанное лаврами бессмертия и просиявшее лучами святости". Н. Закревский [1]

Государев, или Царский, дворец
В 1749 г. июня 8, императрица Елизавета Петровна, посетив Киев и очарованная красотою его местоположения, пожелала построить в нем дворец на случай приезда царской фамилии и лично указала место для дворца.
С 1750 г. дворец начат постройкою и окончен в 1753 году; это было каменное одноэтажное здание с верхним деревянным этажом. По сторонам главного здания, собственно дворца, построены одноэтажные каменные флигеля. По записям современников, тот дворец был извне и внутри украшен превосходною лепною работою, во внутренних покоях вызолоченною. Огромные зеркала, драгоценные шелковые материи, драпировка стен, редкая работа паркетов, мебель и все устройство комнат было в высшей степени изящно и драгоценно. В том дворце от 29 января до 29 апреля 1787 г. пребывала Екатерина II и отсюда она писала к доктору Циммерманну: „ Подлинно Киев имеет романтические виды “.



Здание дворца сделано во вкусе рококо строитель его архитектор Е. Я. Маевский. Пред дворцом устроен цветник. Противоположная сторона дворца упирается в сад, куда можно спуститься по ступеням каменной террасы. Кроме главного руководителя, К. Я. Маевского, здесь трудились еще два архитектора, в качестве помощников: гг. Канилле и Шилле; устройство системы вентиляции и отопления принадлежит архитектору г. Гешвенду.

По достоверным сведениям, видно, что все постройки и устройство сада обошлись около 300 тысяч руб. сер.; внутреннее же убранство, как то: меблировка, бронза и проч., около 110 тысяч руб. В дворце этом, во время путешествия своего по России в 1876 г., итальянский наследный принц, нынешний король Италии, Гумберт с супругой своею Маргаритою Савойскою прожили 22-25 июля.

Бывшая Дворцовая, до 1869 г. плац-парадная, площадь,
простиравшаяся пред дворцом, между Дворцовым участком и Печерскою крепостью, с трех сторон была усажена тополями; в 1869 году увеличена присоединением к ней значительного свободного пространства, находившегося со стороны крепости. В прежние времена на этой площади производились императорами и главными военными начальниками смотры войск. В 1874 году площадь эта обнесена прекрасною чугунною решеткою, на ней разведен молодой хорошо устроенный Парк и на окраине её построено большое каменное здание Удельной Конторы.[2]

2. Нынешний каменный, украшающий Киев, Андреевский храм, находится между Трехсвятительскою и Десятинною церквями, стоит как бы на отдельном холме, подымающемся над уровнем Днепра на 42 саж., на углу северного бастиона бывшей Софийской крепости. На этой местности в древности стоял княжеский терем, а потом - Воздвиженская церковь.

В августе 1744 г. императрица Елисавета собственноручно заложила ныне существующий Андреевский храм, место для коего освятил Киевский митрополит Рафаил Заборовский. План и фасад храма составлен знаменитым архитектором графом Растрелли, во вкусе рококо, века Людовика ХV.

Андреевский храм созидался двадцать три года, освящен 19-го августа 1767 года митрополитом Арсением Могилянским. Вид храма этого - величествен, он возносится на своей горной высоте над Подольскою и Плоскою частями Киева и над всем луговым широким пространством многоразливного Днепра, представляя издали самую очаровательную местность прекрасного вида г. Киева из-за Днепра.


Вокруг основания Андреевского храма, собственно на крыше двухэтажного жилья, на коем, как было сказано, высится храм, устроена обширная паперть, поднятая на 50 ступеней от поверхности Старого Киева. Пол паперти и ведущая к ней лестница выложены в 1845 году, чугунными плитами.

В храме запрестольная картина, пожертвованная ко дню освящения храма императрицею Екатериною II, изображающая Тайную Вечерю, приписывалась кисти Леонарда да Винчи. Картина от сырости и недосмотра совершенно утеряла свое первоначальное достоинство, которое окончательно исчезло под кистью доморощенных иконописцев, многократно ее поновлявших.

В небольшом ковчеге, поставленном пред иконостасом, хранится частица мощей первозванного апостола Андрея, внесенная в этот храм 30-го ноября 1858 года и привезенная из Италии А. Н. Муравьевым. [2]

3. Памятник Богдану Хмельницкому
На пути из первоначального града Киева - града В. К. Ольги и В. К. Владимира, к Великому граду, созданному В. К. Ярославом, или, между Монастырем Михайловским и Софийским собором ныне находится обширная площадь, занимающая центр собственно Старокиевской местности; северная часть этой площади, прилегающая к Михайловскому монастырю, называется Михайловскою, а южная, прилегающая к Софийскому собору- Софийскою площадью. В самом центре площади распространяется длинное, кирпичное, в три с половиною этажа, здание присутственных мест начатое постройкою 15 июля 1854 г., оконченное и освященное 1 ноября 1857 года. Здесь, кроме разных губернских присутственных мест, помещаются Окружной Суд и Судебная Палата.[2]


Судьба этого памятника довольно любопытна.
Мысль о постановке памятника, знаменующего присоединение Украины к Русскому государству, возникла в половине минувшего столетия, и в семидесятых годах была открыта повсеместная подписка для этой цели. Подписка шла довольно вяло, и только пособие от государственного казначейства и пожертвование морским ведомством 1600 пудов меди дали возможность приступить к работам.

Модель памятника была сделана знаменитым скульптором М. С. Микешиным и, согласно заданию, изображала фигуру гетмана на коне, попирающем тела еврея, поляка и иезуита. Однако, по Высочайшему повелению, на пьедестале была оставлена только конная статуя гетмана, которая и была отлита в 1879 г. на петербургском заводе Берда. По отливке, монумент был доставлен в Киев, но, за неимением денег на постройку пьедестала; долгое время хранился в полицейских участках. Только в 1888 году, благодаря тому, что крепостное инженерное управление подарило 30 куб. саж. гранита на сооружение постамента, памятник был установлен, и 11 июля того же года торжественно освящен.

Легкие разногласия при установке памятника были вызваны направлением хвоста лошади, так как с одной стороны на Софийскую площадь выходит Михайловский монастырь, с другой - Софийский собор и с третьей - присутственные места.

Фигура памятника выполнена безукоризненно и производит художественное впечатление. Памятник окружен железной решеткой. Лицо Богдана Хмельницкого устремлено на колокольню Киево-Софийского собора, с входом на погост храма.Освободитель Малороссии изображен верхом на разгоряченном коне в полном гетманском одеянии; в правой руке - гетманская булава, которой он указывает на Север, по направлению к Москве, а левой рукою сдерживает своего ретивого коня. Но пьедестал памятника, изображающий гранитную скалу, не грандиозен и не красив. Скрашивает его зелень дикого винограда, Постамент украшен с двух сторон надписями, на одной: „Волим под Царя восточнаго православнаго", а на другой: „Богдану Хмельницкому - единая неделимая Россия. 1654-1888". [3]

4. Городской дом (Городская дума)
На бывшей Крещатицкой площади, от которой на высоты Старого Киева подымаются Костельная, Михайловская, Малая Житомирская, Софийская и Козьеболотская улицы, 29 июля 1874 года заложен и, в 1876 году, окончен наружною постройкою, каменный городской дом, главный корпус которого в три, а боковые, в коих устроены торговые магазины, в два этажа; на главном корпусе устроена башня для часов.

Архитектором и строителем дома был А. Шилле. 29 января 1878 года дом этот освящен и в нем Городская Дума имела первое свое заседание, в торжественной зале этого дома. На главном корпусе устроена башня для часов с пирамидальным куполом, наверху которого, на шаре, поставлена 20 августа 1876 г. цинковая полая статуя, изображающая Архангела Михаила поражающего чудовище. Статуя исполнена по рисунку г-жи Куликовской; модель сделана в Берлине и отлита на заводе Кастнера, принадлежавшем Гейсу. Шар и статуя были позолочены. Ценность статуи 1,100 р. с. а позолота, доставка, заказ статуи и постановка ее на башню обошлась до 1,000 р. с. Часы башенные изделия заграничного с боем, установлены в 1878 году. Дом, внутреннею отделкою, окончен в 1877 году; за городским домом насажден Сквер. В нижнем этаже этого дома с 1877 г. помещается рисовальная школа.

Крещатицкая площадь, составляла в древности с крещатицкою улицею дно Перевесища, и еще в недавнее время местность эта была занята ручьем, озером и болотистою зарослью. [2]


Начало: Часть 1-я и Часть 2-я
Продолжение следует

Источники:
1. Летопись и описание Киева. Н. Закревский. 1868 г
2. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. Н.Сементовский , 1881 г.
3. Спутник по городу Киеву. Иллюстрированный путеводитель по Киеву и его окрестностям. М. Богуславский.1912 г.
4. Нью-Йоркская публичная библиотека (The New York Public Library)

фотография, ретро, Киев, история, архивы

Previous post Next post
Up