Любимый художник - сэр Лоуренс Альма Тадема

Jul 21, 2010 14:02

В России он мало известен и нигде не представлен. Среди моих знакомых только два человека, имеющих отношение к искусству, немного знают о нем.
И тем не менее, пройти мимо его работ невозможно. Ему, как никому другому, мне кажется, удалось воплотить в живописи мечту человечества о сказочной гармоничной жизни и благополучном прошлом. О жизни без войн и общественных потрясений. Для меня он - "певец мрамора и женского изящества" , а для современиников, среди которых было и много критиков - художник, нарушивший все законы классической живописи, воспевающий праздность и беззаботность. В начале 20го века его картины продавались за бесценок, и теперь в музеях мира их практически нет; единичные полотна можно увидеть в Лондоне и нескольких городах США, остальное разобрано по частным коллекциям.
Сейчас он один из известнейших художников викторианской эпохи. К тому же получивший в 1899 году из рук самой королевы знаки рыцарского достоинства.

"Коллизей". 1896


Сэр Лоуренс Альма-Тадема (1836-1912) - голландский художник, учился в Антверпене у знаменитых бельгийских мастеров. В 60е годы совершил путешествие в Италию, которое перевернуло всю его жизнь. Римская (и, в меньшей мере, греческая) археология, живопись и культура стали для него страстным увлечением, длившимся всю жизнь. Интерес к древнему Риму виден практически во всех его работах. Думаю, что правдивостью и убедительностью своих картин Альма-Тадема обязан прежде всего своим основательным знаниям археологии. Художник отлично знал, как одевались древние римляне, каково было вооружение войска, какой вид имели дома простых граждан, виллы патрициев, мастерские ремесленников, рынки и бани. Альма-Тадема изучил развалины храмов, познакомился в подробностях с обязанностями жрецов, с ходом древних ритуальных обрядов, порядком жертвоприношений и праздничных шествий. Когда в 70-х годах XIX века он переехал в Англию, его стиль живописи уже был сформирован, и знатоки с восторгом встретили новые работы талантливого художника.

Сам Альма-Тадема искренне полагал, что "искусство должно быть красиво, потому что оно должно воспитывать, а не учить". Главными героями картин Лоуренса были женщины, которых он любил изображать в различных жизненных ситуациях. Казалось,он хочет показать,что,за тысячелетия,меняется только одежда и стиль жизни,а женщина остается такой же,как её и создала природа:красивой и грациозной,игривой и непосредственной.

Кстати, приставка Альма- было заимствовано у крестного отца художника в дополнении к своей фамилии отнюдь не случайно - честолюбивый мастер желал, чтобы во всех каталогах художественных выставок его фамилия стояла в начале списка, тем самым привлекая к себе больше внимания.

"Полуденный шепот". 1896


"Среди руин". 1902-1904


"Поцелуй". 1891


"Триумф Тита". 1885


"Жонглер". 1870


"Розы Гелиогабала". 1988
Здесь художник проиллюстрировал рассказ «Истории Августов» о том, что во время пиров Гелиогабал (императорское имя - Цезарь Марк Аврелий Антонин Август) приказывал рассыпать с потолка розы в таком количестве, что пирующие задыхались.


Кстати, в экзотическом доме живописца в Лондоне можно  воочию увидеть все те знаменитые бассейны с мраморными скамейками и колоннами, античную утварь и одеяния, известные по его картинам. Изображая бани, амфитеатры, атриумы домов, он писал с натуры то, что действительно находилось в его собственном "древнеримском" доме.
Вот несколько картин со знаменитыми купальнями.

"Ванны Каракаллы". 1899


"Любимая привычка". По другим сведениям - "Купленные фаворитки". 1909


"В Аподитериуме". 1886
В Древнем Риме аподитериум был основным входом в общественных банях, состоявшим из большой комнаты с кабинами или полками, где граждане могли хранить одежду и другие вещи во время купания.
Личный раб или нанятый в бане, называемый capsarius, присматривал за вещами в то время как граждане наслаждались ваннами.


В период между 80-ми и 90-ми годами Альма Тадема достигает наибольшей популярности и известности, удостаивается многочисленных званий, основывает студию в Риме, работает для театра, а в 1899 становится кавалером ордена "За заслуги" (Order of Merit; среди его членов так же значатся Н. Ротшильд и Н. Манделла, а главой является Британский монарх),который присуждается за особый вклад в развитие науки, искусства, литературы и культуры.
Участвует в создании Британского павильона на Exposition Universelle в Париже (1900).
Интересно и то,что Альма-Тадема выполнял некоторые заказы на театральные постановки, в частности на постановку «Кориолана» Генри Ирвинга в 1901 году в лондонском театре «Лицеум».

"Дорога в храм". 1882


"Весенние цветы"


"Гречанка" 1869


А эта - одна из моих любимых:
"Вишни". 1873


Кстати, в России все же чудом осталась одна из его работ. В прошлом году посетив Павловск, я увидела на стене дворца знакомую картину. Думала - почудилось, или копия. Оказалось - подлинник. Но никто из работников музея так и не дал ответа на вопрос, как она туда попала. И в интернете об этой картине тоже нет никакой информации. Название с трудом откопала у Ф.Булгакова. Вот такая загадка истории.

"Розы. Наслаждение любовью".  - фото из музея


Интересно продолжение творческой династии: художницами стали его вторая жена Лаура, сестра жены Эллен Нелли Госс и дочь художника от первого брака Анна. Причем, жена, которую он учил живописи сам, добилась значительных успехов. Её полотна, на которых она любовно изображала резвящихся детей, лирические пейзажи и яркие натюрморты, пользовались в Англии большой популярностью. На Всемирной Выставке в Париже в 1878 году картины Лауры Альма-Тадема были удостоены серебряной медали. В 1896 году в Берлине прошла большая выставка её работ, отмеченная золотой медалью, а лучшие картины с выставки были приобретены императором.

"Портрет Анны Альма Тадема" - дочери художника. 1883


Умер художник в 1912 году в Висбадене в возрасте 76 лет. Похоронен со всеми почестями в лондонском соборе св. Павла.

"Автопортрет". 1896


С 15-ти лет сэр Лоренс Альма-Тадема успел написать 408 картин.
Награды и титулы:
Удостоен рыцарского звания
Член-корреспондент Королевской Академии искусств с 1876 года
Действительный член Королевской Академии искусств с 1879 года, Королевской Академии Romana di San Luca с 1907 года
Обладатель ордена Почетного легиона
Почетный член Театрального общества Оксфордского университета.

И последнее: многим зрителям картины Лоуренса Альма-Тадемы кажутся знакомыми.Это связано с тем, что в наших художественных музеях хранится значительное количество работ другого прекрасного мастера той эпохи -Генриха Ипполитовича Семирадского, сюжеты и манера исполнения которых близки к картинам Альма-Тадемы.

кумиры, искусство

Previous post Next post
Up