Экономика и этика
Говоря в начале этой главы о сферах жизнедеятельности общества, мы определили сегмент экономики как сугубо материальный. Однако это не означает, что в экономике отсутствуют понятия духовности, нравственности. Они присутствуют, поскольку в экономике действует человек. Можно даже сказать, в экономике сегодняшней России моральные проблемы необычайно актуальны, они связаны с понятиями частной собственности, богатства, бедностью.
Многим поколениям россиян в детстве закладывалось понятие, что богатым быть стыдно. В школьные учебники всегда включался рассказ про детство Володи Ульянова, будущего Ленина. Он обожал песенку, которую семья пела хором: “Богачу-дураку и с казной не спится. Бедняк гол как сокол - поет, веселится”.
Единственное библейское изречение, которое люди знали с детства - это “богатому так же невозможно попасть в Царство Божие, как верблюду пойти сквозь игольное ушко”. Оно часто повторялось в книжках, радиопередачах. Надо сказать, что пропагандисты той эпохи вполне преуспели в своей цели привить людям неприятие, даже ненависть к богатым людям. Мы сегодня сталкиваемся с этим повсеместно.
Коммунистическая уравнительная концепция, сводившаяся к экспроприации экспроприаторов, нуждалась в идеологическом обосновании. Для этого тотальная пропаганда в числе прочего ссылалась на якобы исходящее из евангельского учения осуждение богатства и восхваления бедности. Давайте же вернемся к этому эпизоду, описанному в трех Евангелиях. К Иисусу подошел молодой богатый человек и спросил, что нужно делать, чтобы попасть в Царство Божие. Иисус, которому этот человек понравился за его вдумчивость, раскрывает перед ним две ступени самосовершенствования.
Первая - это соблюдение обычных заповедей, вторая - отказ от земных богатств и всецелое следование тому пути, который доступен избранным.
Прочтите сами описание этого эпизода, и вы убедитесь в том, что Христос, разговаривая с богатым юношей, был далек от того, чтобы обличать его. Он говорил с любовью и глубоким сочувствием, и речь шла не только о жизни вечной, но о совершенстве, о максимальных требованиях к себе. Богатому труднее освободиться от бремени материального. Христос раскрывал людям смысл вероучения и постоянно прибегал к максимам, которые нелепо переносить в повседневный быт.
Кстати, пропаганда говорила именно “невозможно”, хотя в подлиннике сказано “…трудно попасть в Царство Небесное” (Мф 19:24).
Но мало того. Оказывается, “игольным ушком” в Иерусалиме называли самые малые по размеру ворота в городской стене. Эти ворота сохранились до сих пор. Верблюду в эти ворота было пройти действительно нелегко, а с поклажей - невозможно. Освободиться от поклажи - вот в чем смысл метафоры. Понять, что земное богатство само по себе ничего не дает в вечной жизни.
Смысл христианского учения не в призыве к равенству в бедности. И действительно, стремление к уравниловке основано на зависти, которая в христианстве определяется как смертный грех. И Христос и апостолы учили богатых людей “чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны” (1 Тим. 18).
Для православной России эта проблема весьма актуальна. Идеал бедности, хотя и не провозглашен Церковью, доминирует в церковной практике. Нужны большие усилия, чтобы в православии возобладали идеи Святого апостола Павла, который своими делами подавал пример и призывал своих последователей добросовестным трудом зарабатывать себе не только на пропитание, но еще и столько, чтобы из этого они могли сотворить добро другим (напр. Еф.4:28).
Исповедуемая христианством свобода человека распространяется и на его стремление к успеху, на готовность достигнуть результатов. Успех находит свое выражение в богатстве, в развитии и расширении сферы деятельности. Человек свободен в своем праве распоряжаться своей собственностью. Ответственный человек, честно уплатив налоги, прежде всего заботится о продолжении своего дела, имеющего общественную значимость. Ответственный человек проявляет солидарность к окружающим, помогая нуждающимся, добровольно выделяя средства на социальные нужды.
Виднейший немецкий социолог Макс Вебер в 1905 году опубликовал работу с выразительным названием «Протестантская этика и дух капитализма». В ней он впервые сделал сравнительный анализ наиболее значимых религий и показал четкую связь экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений.
Современный человек, дитя европейской культуры, неизбежно и с полным основанием рассматривает универсально-исторические проблемы с вполне определенной точки зрения. Его интересует прежде всего следующий вопрос: какое сцепление обстоятельств привело к тому, что именно на Западе, и только здесь, возникли такие явления культуры, которые развивались в направлении, получившем универсальное значение, хотя эмпирические знания, размышления о проблемах жизни и мироздания, философская, а также глубокая теологическая мудрость жизни, познание и наблюдения поразительной тонкости - все это существовало и в других странах, прежде всего в Индии, Китае, Вавилоне и Египте.
Только и именно на Западе возникли ставшие универсальными, всепроникающими культура, наука, сословные и демократические государства, непрерывная тяга к модернизации, всё то, что мы называем европейской цивилизацией, а Вебер пользовался термином капитализм. При этом Вебер подчеркивал: ″«Стремление к предпринимательству», «стремление к наживе», к денежной выгоде, к наибольшей денежной выгоде само по себе ничего общего не имеет с капитализмом. Это стремление наблюдалось и наблюдается у официантов, врачей, кучеров, художников, кокоток, чиновников-взяточников, солдат, разбойников, крестоносцев, посетителей игорных домов и нищих - можно с полным правом сказать, что оно свойственно людям всех типов и сословий всех эпох и стран мира, повсюду, где для этого существовала или существует какая-либо объективная возможность. Подобные наивные представления о сущности капитализма принадлежат к тем истинам, от которых раз и навсегда следовало бы отказаться еще на заре изучения истории культуры. Безудержная алчность в делах наживы ни в коей мере не тождественна капитализму и еще менее того его «духу»″.
Дух капитализма Вебер увидел в аскетическом рационализме, содержащемся в христианстве как нравственном учении и наиболее последовательно и конкретно воплощенном в этике протестантизма - одной их ветвей христианства. В свою очередь, общая протестантская мораль сложилась во многом под влиянием личной нравственности пуритан - английских последователей кальвинизма.
Общение с Богом не заканчивается покаянием на исповеди и молитвой, не ограничивается списком совершенных благочестивых поступков. Ответственность перед Богом постоянна, она сопровождает тебя всегда, в том числе и во время труда, предписанного тебе Богом.
Идеальный тип капиталиста Вебер обозначал так: «ему чужды показная роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность». Его не смущает, что в окружающем мире такой образ жизни не популярен, что его поведение даже вызывает насмешки и осуждение «природных» людей. Напротив, он верит в свою избранность, он ориентируется на божественную волю, он рационально преобразует свое существование для осуществления своего призвания, он методически контролирует свое поведение.
Именно делами человек в наибольшей степени угождает Богу. Профессиональная деятельность - не обуза, а призвание. С профессиональной точки зрения цель любого предприятия - получение прибыли. Однако обман как проявление лжи неприемлем. Честность в бизнесе - это не только чистая собственная совесть. Это еще и престиж, приносящий выгоду. Обязательства человека по отношению к доверенному ему имуществу, которому он подчинен в качестве управителя или даже своего рода «машины для получения дохода», ложится тяжелым грузом на всю его жизнь. Бизнес по-настоящему эффективен только при расширяющемся производстве. Чем больше имущество, тем сильнее чувство ответственности за то, чтобы имущество было сохранено в неприкосновенности и увеличено неустанным трудом во славу Божью.
В итоге всё, что создает капитал, служит общему благу. Только вот определять, что является общественным благом, должен сам капиталист. Можно щедро раздавать милостыню на паперти храма, можно в праздник выкатывать бочку пива для рабочих, а можно накопить денег на устройство университета и контролировать его деятельность. В наше время существуют мощнейшие рациональные благотворительные фонды, созданные богатейшими капиталистами Фордом, Рокфеллером, нашим современником Биллом Гейтсом.
Россия в свое время не прошла трудный путь Реформации, этика капитализма прививается к ней нелегко. Многим сегодняшним быстро разбогатевшим россиянам недостает чувства солидарности, когда они демонстративно окружают себя роскошью на фоне бедности слишком многих людей, провоцируя их на зависть.
Однако в истории России было явление, во многом напоминающее Реформацию, тем более, что оно тоже произрастало на религиозной почве. В том самом 1905 году, когда социолог Макс Вебер обнаружил, что среди германских и австро-венгерских предпринимателей явное большинство составляют протестанты, а не католики, в России обнаружилось, что 2/3 богатых купцов и фабрикантов составляют старообрядцы. Рябушинские, Морозовы, Бугровы, Гучковы, Зимины, Хлудовы, Малютины, Якунчиковы, Солдатенковы, «фарфоровые короли» Кузнецовы, Третьяковы, Мамонтовы, Щукины, Бахрушины, Алексеевы - все они вышли из старообрядческой среды.
Строгое трезвенничество, более чем умеренные потребности в быту, честность и обязательность в делах, а главное, упорный, каждодневный труд от зари до зари - так закладывались и умножались состояний многих будущих "миллионщиков". Честность как одна из черт образа жизни оборачивалась у них высочайшим качеством производимой продукции, которая не только успешно конкурировала с зарубежной, но и превосходила ее. А это способствовало росту отечественной промышленности. Прижимистые в расходах на собственные нужды русские миллионеры из старообрядцев не жалели средств на благотворительность: строили и содержали приюты для бедных, школы, училища, больницы; субсидировали развитие науки и культуры; обустраивали города. Из этих династий вышли выдающиеся предприниматели, политики, деятели науки и культуры.
Сближение судеб английского пуританизма и русского старообрядчества поражает. Получается, что гонимое за веру меньшинство вырабатывает в своей среде схожие ментальные признаки. Получается, что капитализм в России имел такие же перспективы, как на Западе. Октябрьский переворот прервал этот процесс. Старообрядцы истреблялись большевиками с удвоенной настойчивостью: и за то, что открыто и твердо верят в Бога, и за то, что не бедные, не нищие.
Благодаря коммунистической пропаганде частная собственность в глазах советского человека была пугалом, синонимом средства угнетения человека человеком, а капиталисты - сущими дьяволами во плоти. История попыток отрицания частной собственности нагляднейшим образом показала их несостоятельность, обреченность. И цена этого эксперимента, проведенного большевиками, - миллионы жизней и судеб, разруха и нищета.
Будущее поколение российских предпринимателей, воспринявшее идею солидарности, обратит свои достижения на благо общества. Но и общество избавится от предвзятости, изменит в лучшую сторону свое отношение к капиталистам.
Из книги
Георгий Трубников
Духовно-нравственная культура
+
обществознание
Конспект интегрированного курса
http://gtrubnikov.ru/dnc_soc.htm