Вчера была бессонница, встал и отсмотрел две полнометражных серии фильма «Журналист» Сергея Герасимова (1967). Выяснилось, что я его хорошо помню. Два афоризма таскал с собою всю жизнь: «Не нужно превращать молодость в профессию» и «Искренность котенка - это «мяу»». Это философия.
Это впервые тогда мы увидели Запад глазами просто советского человека, впервые оказавшегося в Швейцарии и Франции. Полудокументальный жанр. Молодые Ани Жирардо и Мирей Матье.
А другая половина фильма - советский захолустный уральский городишко. Не то, чтобы голая суровая правда, но и без лакировки и эпизодами очень точно. Гениальный Василий Шукшин (между прочим, дебютировал он как актер в «Тихом Доне» Герасимова) в пронзительном эпизоде, молодые Сергей Никоненко, Жанна Болотова, Галина Польских, Валентина Телечкина - блестящие, запоминающиеся роли.
Сергей Аполлинарьевич - актерский режиссер, великий педогог. Посмотрите, каким актерам он дал путевку в творчество только в «Молодой гвардии»: Вячеславу Тихонову, Инне Макаровой, Сергею Гурзо, Нонне Мордюковой, Кларе Лучко, Сергею Бондарчуку, Евгению Моргунову, Людмиле Шагаловой, Георгию Юматову, Виктору Авдюшко, Тамаре Носовой. И это даже не начало. До этого была его мастерская на «Ленфильме» и Петр Олейников, Тамара Макарова, Олег Жаков, Николай Боголюбов в «Семеро смелых». И этим не кончилось. ВГИК недаром носит имя Сергея Герасимова.
Да, мой кумир в кинематографе - Андрей Тарковский, это авторское, режиссерское кино. Но большинство достойных фильмов в русском кино - это всё же актерские = человечные фильмы. И делали они, как говорится, одно общее дело.
Вот посмотрите: Шостакович, Вознесенский, Герасимов. Не знаю, где, когда и по какому поводу сделан этот снимок, но ясно: это единомышленники.