По каналу "Культура" идет фильм Николая Досталя и Михаила Кураева "Раскол". Признаюсь, "повёлся" на классический стиль, но потом оценил и очень непростую содержательную сторону.
И вдруг вспомнил, что изучал историю раскола и даже написал об этом.
Историю старообрядчества мы знаем, увы, крайне мало. Ведь для нас, современных россиян, пытающихся взглянуть на историю взглядом, свободным от пелены тоталитарной идеологии, последним словом являются сочинения дореволюционных историков. При этом мы забываем, что сами они тоже находились под идеологическим влиянием, но уже не марксизма, а государственного православия. Да, они писали о расколе, о староверах, о самосожжении приверженцев старой веры, но масштабы этой трехсотлетней гражданской войны не были ими обрисованы.
В чем, собственно, состояла церковная реформа, проведенная патриархом Никоном во второй половине XVII столетия, в царствование Алексея Михайловича?
Наиболее важными изменениями и нововведениями были следующие:
1. Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.
2. В старых книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя «Исус», в новых книгах это имя было переделано на грецизированное «Иисус».
3. В старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца.
4. В старых книгах, в Символе Веры (VIII член), читается: «И в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго», после же исправлений слово «истиннаго» было исключено.
5. Вместо «сугубой», т. е. Двойной аллилуйи, которую творила русская церковь с древних времен, была введена «трегубая» (тройная) аллилуйя.
6. Божественную литургию в Древней Руси совершали на семи просфорах, новые «справщики» ввели пятипросфорие, т. е. Две просфоры исключили.
Казалось бы - ну что особенного, ведь это лишь обряды, а не таинства. Неужели из-за этого разгорелся сыр бор?
Но это взгляд со стороны. А для верующих людей обряды и таинства слиты в единую гармонию, сопровождающую молитвенное обращение к Господу.