Devi, 1960

Jan 07, 2013 20:19


В рамках кинорулетки от ya_doran



Запутавшись в речах богини Кали
Я пробовал дышать сквозь жабры рабьи
Пока ее уста мне предрекали
Безденежье, безделье и безбабье

Зимовье Зверей, "Моноатеизм"

В индийских фильмах, как оказалось, не только танцуют и поют. Режиссер Сатьяджит Рай, представитель так называемого индийского неореализма, предлагает зрителям картину, в которой ружья не поют песни о любви, и мотивация главных героев не раскрывается через танец. Хотя, справедливости ради следует сказать, что музыка играет важную роль в восприятии фильма. Но это не привычная нам музыка, а религиозные песнопения, восхваляющие богиню Кали, Черную Матерь. Этот культ уходит корнями глубоко в древность и считается, что первыми почитателями Кали Ма были негроидные народы, жившие на территории современной Индии. Жрецы не гнушались жертвоприношениями, а ритуальные убийства с целью ограбления стали и вовсе национальной проблемой, с которой пришлось бороться колониальным британским властям. Впрочем, это были скорее крайние проявления культа.

Но тем и страшен религиозный фанатизм, что он способен разрушать человеческие жизни даже в своем, казалось бы, "мирном" проявлении. Каликинкар Рой - богатый пожилой отец семейства и ярый почитатель Кали. Однажды он видит сон, в котором ему открывается, что его молодая невестка Дойамойи - земное воплощение Кали. Девушке нет бы воспротивится такому безобразию, но ей всего 17, муж Умапрасад уехал учиться, да и как пойти против воли свекра в его же доме? К тому же, Каликинкар - человек авторитетный и влиятельный, и вскоре вокруг бедной Дойамойи собирается толпа народа, просящая благодати и чудес. Ситуация становится еще более запутанной, когда Дойамойи удается излечить смертельно больного ребенка. Может она действительно воплощение Кали?

При всей своей кажущейся наивности фильм поднимает вопросы, которые затрагивают развитие важнейших общественных институтов - семьи и церкви. С одной стороны мы имеем авторитетного пожилого главу семьи, первостепенной важностью для которого являются традиции - как семейные, так и религиозные. Каликинкар не допускает свободомыслия в семье, особенно это заметно на примере его старшего сына, который не способен принимать самостоятельных решений и постепенно спивается. С другой стороны - молодой и амбициозный младший сын Умапрасад, который учится в Калькутте, разговаривает на английском и авторитетом для которого является не столько отец, сколько профессор в университете. Неизбежный конфликт подавляет всех - Умапрасад не желает мириться с тем, что у него отобрали молодую и любимую жену, Каликинкар не желает признавать, что он религиозный фанатик и разрушает жизнь своей семьи, а Дойамойи страдает от непонимания того, что с ней происходит в жизни. Все это приводит к неизбежному экстерминатусу со смертями и сумасшествием.

Первое знакомство с непопсовым индийским кинематографом считаю весьма и весьма познавательным, тем кто решится ознакомится с сабжем, советую сперва почитать про Кали Ма и ее культ, так смотреть гораздо интереснее.

кено, слоурулетка

Previous post
Up