Originally published at
Блог Сергея Садкова. You can comment here or
there.
Share
Всем привет! Сегодня с вами Сергей Садков, импресарио проекта “Интеллектика”. Сегодня будет пост о том, как применяются на практике некоторые принципы “Интеллектикаи”. Заодно немножко познакомитесь с нашей кухней
. Предпринимателям и организаторам чего-либо читать обязательно!
За последние 2 года нам пришлось (по желанию или по принуждению) снять уже 6 офисов, под “Интеллектику” и тренинг-центр “Мириум”. Каждый раз делать это было все легче и приятнее, потому что наработался опыт и как это нужно делать.
Итак, в этой статье - несколько советов по съему офиса (для малого и среднего бизнеса).
Share
1. Определитесь, зачем вам нужен офис (и нужен ли вообще). Для интернет-бизнеса офис нужен далеко не всегда. Для тренингового центра - только в том случае, если вы можете обеспечивать его загруженность.
Когда вы поймете, зачем вам офис, вы сможете определить, как и где его искать.
Например, для следующих целей мы сочли важными следующие параметры
- для тренингового центра важна:
- площадь
- возможность шуметь
- удобная пропускная система
- доступ в выходные
- парковка
- доступность (локейшн)
- для офиса
- площадь (сколько можно посадить людей)
- хороший интернет
- для ритейла (магазина)
- доступность (локейшн)
- пропускная система
- возможность рекламы
- для видеосъемки
- тишина (кто рядом, окна куда и т.д.)
Важно, чтобы для вас офис был удобным. Чтобы комфортно добираться, было что поесть рядом. Вы же его для себя и своих сотрудников снимаете, создайте условия для работы в удовольствие
Исходя из целей определить:
- где снимать (место)
- в бизнес-центре какого класса (класс С попроще, B и B+ приятненько, А - супер-пупер)
- цену - сколько вы готовы платить в месяц
- метраж (минимум 5 метров на сотрудника, комфортно 7. Для руководителя - мин. 10)
Кстати, о ценах. Центр Москвы примерно в 2 раза дороже, чем 2-3 станции от кольцевой линии. При прочих равных условиях. Реально снять офис 15-20 метров за 15-25 тыщ. в месяц. Можно дороже, сильно дешевле - вряд ли. В Подмосковье цены сильно меньше, но это уже отдельная история.
2. Разобрались? Теперь можно искать офис. Вот основные способы (все три реально работают)
Где искать офис:
- интернет - прямая аренда (сайты бизнес-центров, пряма аренда). Так дешевле и понятнее
- интернет - через агентства. В этом случае риэлтор подберет несколько вариантов и повезет вас по ним. Чаще всего за услуги риэлтора платить будете вы (50-100% от суммы месячной оплаты), иногда - арендодатель. Так искать удобно - работу будут делать за вас
- пешим ходом в месте, где хочется снять офис. Реально работающий способ - идете по улицам, где хотите снимать помещения - и ищите вывески аренда офиса. Скорее всего, общаться будете с собственниками - так дешевле.
- по знакомым риэлторам. У нас уже есть несколько человек, который для нас искали помещения - и при случае мы к ним обращаемся. Обязательно сохраняйте контакты ценных риэлторов! И вообще всех людей, с которыми приятно работать. Никогда не знаешь, когда они пригодятся
При предварительном звонке спрашивайте следующее:
- метраж и цену, которая для вас приемлима
- называйте цель съема офиса и основные требования к нему
К сожалению, в России не все риэлторы одинаково быстры и сообразительны, поэтому отправьте запросы миниум 3-м.
3. Выделите день на просмотр офиса, желательно посмотреть несколько мест за поездку. Это реальная работа, на которой нужно концентрироваться. В день объезда у вас должно быть несколько вариантов, на один ехать не очень хорошо (можно время потерять)
Вот чек-лист, который нужно иметь с собой на месте - и обязательно спросить арендодателя
- место - сколько времени до метро, остановок общественного транспорта и т.д.
- цена - уточняйте цену и все платежи. Сколько реально вам обойдется помещение в месяц
- соседи - кто рядом
- где питаться поблизости
- доступность помещения - со скольки до скольки работают офисы, можно ли работать в выходные (порядки везде разные)
- парковка - есть ли и сколько стоит
- как происходит уборка
- - опросите исходя из целей, которые определили выше
- как оформляется договор и как происходит оплата (стандарт - 11 месяцев)
- туалеты
- насколько офис готов к въезду - через сколько можно въехать
- порядок въезда - переезд и сколько платить вначале (обычно - 2 месяца)
- можно ли закупить офисную мебель (иногда остается от предыдущих арендаторов), если нужно
Договор читайте внимательно! Оплачивать лучше по безналичному расчету.
Торгуйтесь. Не восхищайтесь при хозяине помещения слишком сильно
, цену за месяц сбрасывают 4 из 5 арендодателей.
Делайте фотографии (можно видео) на месте. Можно на мобильный. Пригодятся всегда - например, для этого чтобы показать партнеру.
Принимайте решение быстро, но всегда БЕЗ арендодателя и риэлтора. Посовещайтесь с партнером или с самим собой без участия третьих лиц. Так арендодатель и риэлтор не смогут на вас воздействовать. Небольшие помещения под офис реально сдаются очень быстро, поэтому не тянете с решением. Предварительные договоренности, не скрепленные деньгами (залогом), длительной силы не имеют.
----
Теперь резюме, какие принципы “Интеллектики” нам помогли (взято из вебинаров “
Азбука денег” и “
Деньги-2”)
- поймите, что вы хотите. Цель вашего офиса
- подготовьте чек-листы на все (звонки риэлторам, осмотр помещения) - и пользуйтесь ими, чтобы ничего не забыть
- фокусируйтесь на поиске офиса, планируйте обзвон, поездку и т.д.
- занимайтесь этим активно - обзвоните максимум агентств и посмотрите максимум вариантов
- получайте удовольствие - снимать офис весело и интересно
Чек-листы, которые здесь приведены, подходят именно для нас. Возьмите их за основу - и вперед, на поиск своего офиса. Если интересно, могу ещё про переезд написать.