Оригинал взят у
metromsk_com в
Арт-ЖКХаусАндрей Руденко об истоках, творческой мощи и философии ЖЭК-Арта.
Если вы живете в одном из провинциальных городов России, то не по наслышке знаете характерные для такой местности проблемы. Серый и тусклый фон городской жизни (особенно в промзонах) дополняется, как правило, безразличием ответственных за обеспечение нормальной городской среды чиновников. В таких условиях жители сами начинают менять окружающую среду, в результате чего во многих дворах появляются причудливые объекты, привлекающие внимание своей нарочитой яркостью. В роли сырья для них обычно выступают всевозможные подручные материалы: покрышки, пластиковые бутылки, тазики, старая ненужная одежда, пни и коряги, а темы этих дворовых инсталляций, находящиеся в диапазоне от русских народных сказок до современной поп-музыки, не оставляют сомнений, что перед нами подлинное народное творчество.
С недавних пор информацию о подобных арт-объектах пытаются каталогизировать. Виртуальным музеем современного дворового искусства выступает паблик вконтакте
"ЖЭК-Art", с одним из создателей которого, омичом Андреем Руденко, "Метромск" поговорил об истоках и будущем народного "дворчества".
Danny Marks: Андрей, когда пришла в голову идея каталагизировать дворовый арт?
Андрей Руденко: Спустя 4 года после первого моего и Жени Бойченко проекта, о котором нельзя не упомянуть - LOLWALL, возникшего в 2008-м. ЖЭК-арт стал его дочерней веткой, когда мы перевели LOLWALL из ЖЖ, который начал подувядать, на платформу вконтакта по впонлне ясным причинам - больше пользователей, больше обратной связи (нас благодарят и поставляют контент, и последнее - это самое главное). Но то, что этот вид искусства цветёт во дворах буйным цветом, было замечено ещё давно, конечно.
Но что-то я пустился в воспоминания, извини.) Если конкретно, то в мае этого года. Свежак.
D. M.: Скажи, для тебя Омск - это модельный город в плане дворового искусства? В том смысле, способствует ли наша "почва" - ландшафт и инфраструктура - его появлению и развитию?
А. Р.: С одной стороны, если сравнивать с другими городами, то здесь он прямо бросается в глаза. Я был в Новосибирске, и там разительно скуднее в этом плане. В СПб, мне писали, вообще такого нет. С другой стороны, мы все живём не просто в одной стране, а в бывшем СССР - смотрел недавно фото из Вильнюса, и там тоже находят нетривиальное применение покрышкам. Я полагаю, тут наш менталитет превалирует.
D. M.: Признайся, вы ведь затеяли этот паблик не как серьезную "выствку народного творчества", а все таки чтобы высмеять? Относишься ли ты к контенту своего виртуального музея как к некоему убогому пережитку, как к индикатору того, что не все здорово у нас?А. Р.: Честно, я обожаю всё это. Элемент стёба имеет место, но катализатором идеи было то, что это достойно систематизации и каталогизации, как ты уже заметил. Я не думаю, что это убого - это аутентично, это наше. Всё наше культурное наследие тут складывается в одну картину - воспетый в наших сказках пенёк, роспись, хохлома, зодчество... Может, даже алкогольный делирий как-то сказывается, есть такие мнения. По мере того, как пристально ты за этим следишь, ты замечаешь, что и тут присутствуют тренды: позавчера это пеньки с тазами, вчера лебеди из автомобильных шин, сегодня мягкие игрушки, прикрученные саморезами к стволам, куклы тряпичные в человеческий рост. Это не стоит на месте, пульс бьётся.
D. M.: А есть ли в этом ремесле отражение эпохи, точнее, каких-то ключевых событий, оказывающих влияние на общественное сознание? Улавливал такие, не побоюсь этого слова, корреляции?А. Р.: Увы, такое подметить не получалось. Единственным событием мирового масштаба, вдохновившим на творчество, была смерть Майкла Джексона. Это один из моих любимых арт-объектов, в частности, за то, что это единственный случай, когда я пообщался с создателями лично. Там очень интересная история получилась. Я когда отфотал эту куклу, меня на диалог пригласила пара женщин: зачем вы, мол, нашего Майкла снимаете. Я искренне сказал им, что восхищён работой, на что они мне поведали, что на годовщину смерти Джексона, два года назад, дети (!) сами эту куклу и сделали. Они ему даже меняют одежду (!!), потому что прежняя выгорает на солнце и в принципе ветшает. Я, полный бурных фантазий, поблагодарил их ещё раз и уехал.
D. M.: Отличная история! Но я, помимо Джексона, замечал и "объекты духовности" в последнее время. Или появление тематики выпивки и секса как демонстрации более свободных нравов...
А. Р.: Не так уж их много, видимо. Либо же, если говорить о духовности в случае храма из покрышек, то это всё тот же менталитет говорит: зодчество, Рублёв, церкви. В основном царит абстракция и даже встречаются случаи пост-жэк-арта, если это можно так расценивать: от простой раскраски покрышек и лебедей перешли к выдающимся шедеврам, смеха не вызывающим ни разу.
(сперва бытовала версия, что это Шинагога, но затем пришли к мнению, что это Храм Христа Водителя)D. M.: Чем, кстати, ты объяснишь тягу наших людей к наиболее ярким цветам, когда они оформляют арт-объекты во дворах, и их безумному сочетанию? Причем, это проявляется как и в творчестве жильцов, так и в работе коммунальщиков с их желто-зелеными бордюрами и скамейками и разноцветными заборчиками.
А. Р.: Тут есть несколько догадок. Один из вероятных факторов - простое цветовое голодание. Мы погрязли в сером и грязно-красном, во вселяющих отчаяние текстурах треснутой штукатурки на фасадах, с чем наши сограждане и пытаются бороться, не зная вкуса и меры. Второе - просто брать нахрапом, не задумываясь о качестве; вот видит ребёнок, сколько цветов намешано, и рад, как радуге радуются, эстетический аспект его пока не волнует. Третий момент - довольно глубокий, с отсылками к экспериментам с сознанием, есть неплохой
пост об этом.
D. M.: У меня, честно говоря, по поводу некоторых (не скажу за все) ЖЭК-арт-композиций возникают вопросы, а не навредят ли они детской психике еще больше. Ведь картина временами бывает весьма мрачной, такой, что даже взрослые могут испугаться. То есть, это как будто персонажи из фильма ужасов, но на самом то деле созданы со всей душевной теплотой. Не находишь в этом какую-то нашу русскую (в первую очередь) провинциальную жизненную парадигму?
А. Р.: Я сам думаю о том, какая кафка их покусала, честно. Почему нельзя просто спилить корягу, нежели делать из неё какого-то ублюдка? Как я уже выше написал, возможно, чувство прекрасного и гармоничного в данной таргет-группе не воспитано в достаточной степени. Ты, я, читатели паблика пропускаем это через призму хотя бы примитивных представлений о Дали, Босхе, Лавкрафте, дадаизме. Или простого чувства треша (не люблю это слово, оно девальвировалось). Это натуральное горе от ума. Невинный ребёнок же, смотря на такой пенёк, видит просто радугу в шляпке. Творец же тут желает просто творить. Сублимирует как умеет.
D. M.: Но всё дело в том, что этот образ действий отражает весь образ жизни: обычный человек (тот, который делает страшные пни от всего сердца) на самом деле добрый, действует из лучших побуждений, но в силу какого-то специфического бэкграунда получается у него все довольно коряво, убого, делает как умеет, в общем, а результат получает зачастую полностью противоположный. И именно из-за этого большинство плохих вещей и происходит.
А. Р.: Интересная мысль. Но не перепутана ли здесь причина со следствием? Критическая масса катаклизмов и потрясений уже достигнута, пустила метастазы в сознании и теперь даёт о себе знать подобным образом. И если начать лечить это, например, вот этими вот пластмассовыми игровыми площадками с глазурным отливом, то всё же опять по-варварски получится - возьмут и испишут от и до. Я такое видел, да и ты видел, наверняка.
D. M.: Площадки чаще я встречал во вполне хорошем состоянии, жители к ним относятся с неменьшим трепетом, чем к арт-объектам. Но предлагаю все таки от "русского (или советского) духа" вернуться назад во двор. Как по-твоему, объекты, которым посвящен ваш паблик, - это дело рук лишь кучки энтузиастов, а остальным просто не хочется возражать, либо же это некое общее стремление, которое само собой вынуждает кого-то этим заняться?
А. Р.: Отвечу на примере своего детства. Наш двор формировался двумя параллельно стоящими домами. Тогда ещё всё было вполне тривиально: огороженные вкопаными покрышками клумбы, лесенки - радуги из арматуры, покраска в 2-3 цвета и прочее. Так вот, в авангарде каждой движухи, связанной с ландшафтным дизайном, стояла конкретная группа людей, причём из дома, где количество наркоманов и уголовников (как потенциальных, так и состоявшихся) было выше, чем в другом, где жил я. Вот какой-то такой контраст.
D. M.: Я к чему, собственно, подвожу: с одной стороны, всё это дворовое hand-made искусство реально повышает социальную связность во дворе - если двор "красивый", значит за ним кто-то ухаживает, значит жителям не все равно, и сторонний человек уже не так свободно себя чувствует, понимая, что находится на чужой территории. Но с другой стороны, если ты согласился что это дело конкретной инициативной группы граждан, то может быть, их энтузиазм лучше направить в нужное русло - переориентировать их на отстаивание прав в ЖКХ, выбивании денег для двора, и тогда не нужно будет мастерить всё самим, а будет возможность сделать качественный ремонт?
А. Р.: Лучший исход. Ведь ЖЭК-арт - это ещё не самое плохое воплощение настроя, что, дескать, государству на нас плевать, а ну-ка ухнем, братцы. Кто-то же просто плюёт в ответ. Машину надо заставлять работать, и именно инициируя различные ходатайства описанного тобой характера. Я не сторонник маршей, пикетов и демонстраций, инициатива должна исходить от конкретного человека, ведь можно простой дипломатией без «грязи» добиться результата. Так должна выглядеть интеллигенция.Правда, подобный расклад повлечёт закрытие паблика за отсутствием нового контента.
Все фото взяты из паблика
"ЖЭК-Art".
Оригинал - сайте "Метромска".
Часть 1,
часть 2.