В Швеции проституция рассматривается как одно проявлений мужского насилия по отношению к женщинам и детям. Официально признается, что проституция является формой эксплуатации женщин и детей и серьезным общественным злом, наносящим значительный вред как эксплуатируемой личности, так и обществу целом.
Борьба с проституцией и торговлей людьми, ведущейся с целью их сексуальной эксплуатации, уже давно входит в число первоочередных задач шведского правительства. Эта работа важна для укрепления позиций женщин и девочек в обществе, а кроме того является существенной частью шведских усилий, направленных достижение равноправия между женщинами и мужчинами на национальном и международном уровнях. О полном равноправии можно будет говорить только тогда, когда мужчины перестанут покупать, продавать и эксплуатировать женщин и детей в целях проституции.
Проституция - мужское насилие в отношении женщин
Шведское правительство и шведский парламент в своде законов «О женских свободах» (Kvinnofridslagstiftningen) определяют проституцию как вид мужского насилия в отношении женщин. С 1 января 1999 года покупка или попытка покупки сексуальных услуг является уголовным преступлением, которое наказывается штрафом или лишением свободы на срок шести месяцев. В то же время женщины, эксплуатируемые целях проституции, не несут уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности - важный стимул, побуждающий женщин уйти из проституции. В глазах других стран такой шаг служит долгосрочным сигналом о том, что Швеция считает проституцию серьезной формой дискриминации женщин, с которой необходимо бороться.
Закон (1998:408) "О запрете на покупку сексуальных услуг"
Лицо, посредством вознаграждения склоняющее другое лицо к вступлению в случайную половую связь - в случае, если наказание за данное деяние не предусмотрено Уголовным кодексом Швеции, - приговаривается к выплате денежного штрафа или к тюремному заключению на срок до шести месяцев по обвинению в покупке сексуальных услуг. За попытку покупки сексуальных услуг предусматривается ответственность, согласно Гл. 23 Уголовного кодекса Швеции.
По сведениям полиции и социальных служб, со времени введения этого закона масштабы уличной проституции в Швеции значительно сократились. Введение уголовной ответственности привело к сокращению не только количества женщин, вовлекаемых в проституцию, но и мужчин, покупающих сексуальные услуги. Согласно Службе криминальной полиции Швеции, закон "О запрете на покупку сексуальных услуг" препятствует распространению торговли людьми в Швеции.
Запрет на покупку сексуальных услуг находит большую поддержку в шведском обществе, и эта поддержка усиливается. Институт изучения общественного мнения Швеции (Sifo) провел три опроса: первый - в июне 1999 года, когда закон только вступил в силу, второй - в начале 2001 года, спустя два года после появления закона. За это время доля сторонников закона среди участников опроса увеличилась с 76 до 81%.
Одновременно количество его противников сократилось с 15 до 14%, а группа сомневающихся уменьшилась почти вдвое. Третий опрос проводился в октябре 2002 года. Его результаты свидетельствуют о том, что закон находит
сильнейшую поддержку в обществе: 8 из 10 шведов высказываются за него.
Сводничество
Лица, поощряющие сексуальную эксплуатацию или другим незаконным путем извлекающие экономическую выгоду из вступления других лиц в случайные половые связи за вознаграждение, несут уголовную ответственность за сводничество. К сводничеству относятся действия различного характера - содержание публичного дома, предоставление площади для эксплуатации проституции или содействие покупателю в поиске платных сексуальных услуг. Уголовная ответственность за сводничество предусмотрена Главой 6 Уголовного кодекса Швеции
Уголовный кодекс Швеции о сводничестве
Статья 8
Лицо, поощряющее или незаконным путем получающее материальную выгоду от вступления другого лица в случайные сексуальные связи за вознаграждение, наказывается лишением свободы за сводничество на срок до четырех лет.
В случае если лицо, сдавшее в наем жилое помещение, поставлено в известность о том, что данное помещение полностью или в основном используется для случайных половых связей за вознаграждение, и не предпринимает надлежащих мер по прекращению подобного найма, а указанная деятельность продолжается или возобновляется в сдаваемом помещении, данное лицо считается поощряющим такие действия деятельность и наказывается в соответствии с первым абзацем данной статьи.
Статья 9
То же деяние, предусмотренное статьей 8 и совершенное в тяжкой форме, квалифицируется как злостное сводничество и наказывается лишением свободы
на срок от 2 до 6 лет.
Попытка, подготовка или планирование организации сводничества и укрывательство данной деятельности наказывается в соответствии с Гл. 23 Уголовного кодекса Швеции.
С 1 июля 2002 года введена уголовная ответственность за торговлю людьми с целью сексуальной эксплуатации. До этого торговля людьми с целью сексуальной эксплуатации проходила по статьям о сводничестве либо, в зависимости от характера преступления, по статьям о похищении людей, незаконном лишении свободы, использовании зависимого положения, незаконном принуждении или сексуальной эксплуатации.
Истоки проституции
Проституция и торговля женщинами, точно так же, как другие формы мужского насилия в отношении женщин, имеют гендерный характер: подавляющая часть жертв - это женщины и дети, а торгуют ими, в основном, мужчины.
Предпосылкой эксплуатации проституции и торговли женщинами является существующий среди мужчин спрос на женщин и девочек. Проституция и торговля женщинами были бы невозможны, если бы мужчины не считали покупку сексуальных услуг и сексуальную эксплуатацию женщин и девочек своим естественным правом.
Торговцы людьми и сутенеры используют экономическую, социальную, политическую и правовую зависимость женщин. Наглядным доказательством этого является тот факт, что в мировом масштабе в проституции заметно
преобладают женщины, страдающие от других форм дискриминации, например, расовой. В странах, добившихся улучшения уровня жизни женщин и девочек, (где женщины и девочки наделены рядом основных политических прав, имеют возможность работать и учиться и живут в приемлемых условиях) женщины и девочки имеют больше перспектив и потому менее уязвимы.
В числе основных факторов, создающих почву для проституции, специалисты, работающие с женщинами и девочками, эксплуатировавшимися и эксплуатирующимися в целях проституции, называют тяжелые условия воспитания, дискриминацию, алкоголь и наркотики, пробелы в образовании. Исследования показывают также, что от 65 до 90% женщин, эксплуатируемых в целях проституции, еще в детстве подвергались сексуальному насилию со стороны своих родственников и знакомых мужского пола. Кроме того, многие дети, в основном, девочки, эксплуатируемые в сексуальных целях, вовлекаются в проституцию с раннего возраста в результате их продажи преступниками. По данным, собранным со всего мира, девочки начинают эксплуатироваться в целях проституции в среднем с 14 лет.
Покупатель - кто он?
Традиционно объясняется, что мужчины пользуются платными услугами женщин и девочек, повинуясь "природному" половому влечению. Поэтому истинные мотивы их поведения редко изучались и ставились под вопрос. Все внимание было обращено на женщин и девочек, вовлеченных в проституцию, несмотря на то, что именно мужские запросы и поведение являются первопричиной проституции.
Кто же они, те мужчины, которые считают себя вправе покупать тела женщин и детей и подвергать их унизительной и жестокой эксплуатации?
По последним данным (Народный институт здоровья, 1998:1), услугами проституток хотя бы раз в жизни пользуется примерно каждый восьмой мужчина в Швеции. В число покупателей входят мужчины всех возрастов из всех слоев общества. Большинство этих мужчин женаты или живут в гражданском браке, имеют детей.
Представление о покупателе как об одиноком изгое не соответствует действительности. Это, скорее, отец семейства, находящийся в служебной командировке - он хорошо одет, прилично зарабатывает и принадлежит к
среднему классу. Таким образом, покупатели состоятельны, образованы, имеют власть и стабильное положение в обществе, чем разительно отличаются от женщин, которых они покупают.
Исследование, проведенное в Стокгольме среди юношей от 16 до 25 в 2000 году, показывает, что почти каждый десятый из них хоть раз "платил за сексуальные услуги", иными словами, пользовался услугами проституток. Значит, в образе типичного покупателя может предстать и подросток, который использует свой домашний компьютер для поиска продажных женщин.
Последствия проституции
Кино, реклама, мода, музыка, Интернет, литература и другие средства информации способствуют сексуализированному и шаблонному восприятию образа женщин и девочек, создают ложное представление о проституции. Изощренная жестокость, которой женщины и девочки систематически подвергаются со стороны торговцев, сутенеров и покупателей, подается как заурядное явление. В любой другой ситуации подобные действия рассматривались бы как сексуальное преследование, побои и сексуальное насилие. Жизнь женщин и девочек, вовлеченных в проституцию - это угрозы, побои, изнасилования, преследования, мучительство, нежеланная беременность, бесплодие, травмы костей, половых органов и прямой кишки, унижения и оскорбления.
Более того, по вине клиентов и сутенеров женщины постоянно рискуют заразиться болезнями, передаваемым половым путем, включая ВИЧ/СПИД.
Все названные действия травмируют женщин и грубо унижают их достоинство. То обстоятельство, что женщина подвергается насилию за плату, никак не смягчает ее физические и душевные травмы и страдания. Международные исследования доказывают, что психологические травмы от занятий проституцией сравнимы по тяжести с травмами ветеранов войны и жертв пыток. Эти травмы имеют схожие симптомы - постоянно возвращающиеся воспоминания, тревога, депрессии, бессонница и стресс.
Нередко жертвы проституции кончают или пытаются покончить жизнь самоубийством. Как показывает одно канадское исследование, риск стать жертвой убийства для женщин, вовлеченных в проституцию, в сорок раз выше по сравнению с остальными женщинами. Следовательно, не будет преувеличением сказать, что проституция смертельно опасна для женщин.
Торговля женщинами и детьми
Международная торговля людьми становится все более актуальной проблемой мира. Торговля людьми преследует различные цели. Помимо продажи для проституции и других форм сексуальной эксплуатации эксплуатация жертв торговли людьми включает" принудительный труд и услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов" (из Протокола ООН о предупреждении и пресечении торговли людьми). В то же время общей чертой торговли людьми остается то, что людей всегда перевозят - в другую часть света, страну, регион, город - с целью их эксплуатации или получения выгоды от них самих или их труда.
По оценке Организации Объединенных Наций, ежегодно жертвами торговли людьми становятся до четырех миллионов женщин и детей, причем большинство из них продаются для сексуальной эксплуатации или проституции. По данным Международной организации по миграционным вопросам (International Organization of Migration) ежегодно на местные европейские рынки проституции продается не менее 500 тысяч женщин.
Точную цифру определить сложно, поскольку торговля женщинами зачастую ведется организованной преступностью. Международные эксперты считают, что большая часть сделок остается в тени, и отмечают значительный рост торговли в последние годы.
Отдельные лица, группы и синдикаты, ведущие торговлю людьми (для любых целей), предполагают дальнейшую эксплуатацию своих жертв. Торговцы людьми, в основном, хорошо организованные и предприимчивые бизнесмены, получающие солидные доходы от сексуальной эксплуатации женщин и детей. Мировая индустрия проституции ежегодно извлекает из этой торговли баснословную прибыль, которая напрямую попадает в карманы сутенеров, торговцев женщинами, владельцев публичных домов и, опосредованно, туроператоров, авиакомпаний, гостиниц, ресторанов, таксистов и рекламодателей.
Одно из важнейших условий существования международной торговли женщинами - наличие местных рынков сбыта, где есть возможность и желание продавать и покупать женщин и детей для их сексуальной эксплуатации. Торговцы переправляют женщин и детей из южных стран в северные, из восточных - в западные, где выше покупательский спрос.
Торговля женщинами в Швеции
По сведениям Службы криминальной полиции Швеции, каждый год в Швецию доставляют от 400 до 600 женщин, ставших жертвами торговли людьми. Большая часть поступает из стран Балтии, Восточной Европы либо России. Торговцы часто завлекают женщин обманным путем, предлагая им работу в качестве официанток, танцовщиц или домработниц. Как только женщины приезжают в страну, сутенеры отбирают у них паспорта и документы. Эти женщины и девочки часто подвергаются сексуальной эксплуатации и изнасилованию со стороны самих торговцев, которые таким способом инициируют их, а затем эксплуатируют жертв в публичных домах и секс-клубах, где те живут изолированно от общества. Женщины находятся под присмотром сутенеров, которые часто забирают у них большую часть заработка.
Оказавшись в чужой стране без знания языка и на нелегальном положении, женщины находятся во власти сутенера и практически целиком зависят от него. Случается также, что торговцы людьми и сутенеры направляют женщин в приграничные шведские города и села для сексуальной эксплуатации местными мужчинами, после чего возвращают женщин на родину.
Законодательство против торговли людьми
С 1 июля 2002 года статьей 1а Гл. 4 Уголовного кодекса Швеции предусмотрено отдельное наказание за торговлю людьми с целью сексуальной эксплуатации. В целях точного выполнения дополнительного протокола ООН о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее и рамочного постановления ЕС о борьбе с торговлей людьми (2002/629/RIF) Швеция расширила сферу уголовной ответственности за торговлю людьми, включив в нее торговлю людьми внутри страны и торговлю не только с целью сексуальной эксплуатации, но и для других форм эксплуатации, например, принудительного труда или извлечения органов. Изменения содержатся в правительственном законопроекте "Расширение сферы уголовной ответственности за торговлю людьми" (2003/04:111).
Уголовный кодекс Швеции, Глава 4, статья 1а
В случаях, не предусмотренных статьей 1, лицо, насильственным либо обманным путем, либо пользуясь зависимым положением другого лица, либо любым другим незаконным способом осуществляющее вербовку, перевозку, содержание, прием либо совершающее другое подобное действие в отношении другого лица и тем самым устанавливающее контроль над другим лицом с целью
1. совершения в отношении другого лица преступления, предусмотренного статьями 1, 2, 3 или 4, Гл. 6 УК Швеции, эксплуатации другого лица путем его вовлечения в случайные сексуальные связи или сексуальной эксплуатации
иных формах,
2. использования для военной службы либо принудительного труда, либо другой подобной формы подневольного состояния,
3. эксплуатации с целью извлечения органов,
4. другой формы эксплуатации в ситуации, когда эксплуатируемый находится в зависимом положении, наказывается лишением свободы на срок от двух до
десяти лет.
То же касается лиц, которые совершают следующие действия с целью, указанной в первом абзаце:
1. передают другому лицу контроль над эксплуатируемым,
2. получают от другого лица контроль над эксплуатируемым.
Лицо, которое совершает действия, предусмотренные первым абзацем, в отношении несовершеннолетних лиц наказывается за торговлю людьми даже в случаях, когда не прибегает к упомянутым незаконным способам.
Действия, предусмотренные первым - третьим абзацами и совершенные в менее тяжкой форме, наказываются лишением свободы на срок до четырех лет.
Попытка, подготовка или планирование торговли людьми, либо укрывательство такого преступления наказывается в соответствии с Гл. 23 УК Швеции.
Предоставление жертвам торговли временного вида на жительство в Швеции
В целях приведения шведского права в соответствие нормами европейского права, предусмотренными директивой ЕС (2002/90/EG), где даются определения пособничества в нелегальной иммиграции, провозе и проживании людей, с 1 октября 2004 года ужесточаются некоторые наказания, предусмотренные шведским законом "Об иностранцах" (1989:529). Поправки к закону изложены в правительственном законопроекте "Нелегальный провоз людей и выдача временных разрешений потерпевшим, свидетелям и пр." (2003/04:35).
Важным новшеством станет введение положения, которое позволяет предварительному следствию ходатайствовать о выдаче временного вида на жительство в Швеции иностранным гражданам, проходящим по делу в качестве потерпевших или свидетелей, в том числе жертвам торговли людьми, в случаях, если это нужно в целях предварительного расследования или судебного процесса.
Благодаря введению этого положения, указанные лица смогут остаться на территории Швеции на законном основании, чтобы оказывать помощь следствию, давая свидетельские показания или предоставляя другие доказательства. В законопроекте не названы предельные сроки, на которые можно выдавать временный вид на жительство. При необходимости предварительное следствие может ходатайствовать о продлении вида на жительство. Ходатайство предварительного следствия о выдаче потерпевшему временного вида на жительство, не лишает потерпевшего права просить о предоставлении вида на жительство в Швеции на других основаниях. На срок действия вида на жительство данные лица как жители Швеции получают право на медицинское обслуживание и лечение, а также материальную помощь, согласно шведскому закону "О социальной службе". Государство возмещает муниципалитетам и областным администрациям расходы, связанные с предоставлением временного вида на жительство.
Национальный план действий
Правительство Швеции начало разрабатывать проект национального плана действий по борьбе с проституцией и торговлей людьми, особенно женщинами и детьми, с целью сексуальной эксплуатации.
Подготовка плана помимо анализа уже принятых мер по борьбе с проституцией и торговлей людьми в Швеции, особенно женщинами и детьми, включает действия в ряде областей. Сюда относятся профилактические меры борьбы с проституцией и торговлей людьми, защита и помощь жертвам проституции и торговли людьми, а также анализ наказаний и улучшение работы в правовой системе, полиции и социальной службе. Кроме того, будут разработаны и приняты особые меры, направленные на профилактику и борьбу с покупательским спросом на любые формы сексуальной эксплуатации людей, особенно женщин и детей. Поскольку торговля людьми часто имеет международный характер, где присутствуют страны-поставщики, транзитные страны и страны назначения, дальнейшая работа пойдет во взаимодействии с другими странами. Национальный план действий будет представлен в 2005 году.
Сотрудничество в борьбе с проституцией и торговлей людьми в Баренцевом регионе
По инициативе Швеции создан проект сотрудничества между Швецией, Норвегией, Финляндией и северо-западом России, направленный на борьбу с торговлей женщинами и девочками из Мурманской и Архангельской областей с целью их сексуальной эксплуатации в северных регионах Норвегии, Швеции и Финляндии. В рамках проекта будут разработаны альтернативные решения, основанные на принципах устойчивого развития, для женщин и девочек, которые стали или рискуют стать жертвами торговли людьми в регионе. Будут разработаны и внедрены меры по информационной работе, направленной на снижение спроса на женщин и девочек для проституции.
Ожидается, что проект поможет повысить компетентность, выработать общий подход и улучшить взаимодействие между ведомствами, общественными организациями и другими ключевыми органами, занятыми борьбой с торговлей женщинами в регионе. Особое значение придается сотрудничеству с коренным населением региона.
Кампания против торговли женщинами в Северных странах и Балтии
В 2002 году Северные страны и страны Балтии организовали одну большую совместную и ряд национальных кампаний против торговли женщинами. Задачей шведской кампании было привлечь внимание к проблемам, связанным с проституцией и глобальной торговлей людьми, и рассказать о них путем проведения образовательной и информационной работы в ведомствах, организациях, средствах информации и в обществе. На неформальной встрече министров Северных стран в Стокгольме, состоявшейся в апреле 2003 года, министры юстиции и по вопросам равноправия Северных стран и стран Балтии договорились о ряде практических мер в рамках дальнейшего долгосрочного сотрудничества в борьбе с торговлей женщинами.
Министерство промышленности, занятости, транспорта и связи Швеции, 2004 год
Отсюда:
http://www.sweden.gov.se/