Доктор с «корабля абортов»

Nov 18, 2007 18:09

Ребекка Гомпертс, врач по прерыванию беременности и активистка, прибыла в Великобританию на 40-летний юбилей акта, который сделал аборты легальными в 1967 году. Она является основательницей «Женщин на волнах» - радикальной голландской организации, которой принадлежит «корабль абортов» - судно, которое принимает женщин из стран, где запрещена эта процедура, чтобы сделать им бесплатный аборт в нейтральных водах.

После восьми лет, посвященных борьбе за легальность абортов, все, о чем она может думать - следующее плавание. Сейчас ее цель «выбраться из Европы». По ее словам: «Пока что мы плавали в Ирландию, Польшу и Португалию, где запрещены аборты, более или менее успешно, но сейчас мы собираемся или в Южную Америку или в Африку. Куда бы мы не отправились, это сразу привлекает очень много внимания прессы, а также оппозицию со стороны групп борцов с абортами, но именно в развивающихся странах женщины по-настоящему страдают от опасных и нелегальных абортов. Поэтому так важно, чтобы мы отправились туда и привлекли внимание к этой проблеме, как бы трудно это ни было».

Статья, опубликованная в этом году в медицинском журнале Lancet, показывает, что в первую очередь от подпольных абортов страдают самые бедные, самые уязвимые и самые молодые. Каждый год в мире наступает 210 миллионов беременностей, каждая пятая из них заканчивается абортом. По оценкам экспертов, ежегодно проводится 20 миллионов подпольных абортов, 97% из них делаются в развивающихся странах. Согласно Международной федерации планирования семьи, ежегодно подпольные аборты приводят к смерти 70 тысяч женщин, и это не считая бесчисленных случаев осложнений.

«Это просто бессмысленная потеря стольких жизней. Как врач, я смотрю на аборт с медицинской точки зрения, и это медицинский факт, что аборт на раннем сроке гораздо безопаснее, чем роды. Это не значит, что я пропагандирую аборты, потому что если женщина хочет родить ребенка, то естественно, она готова идти на риск. Тем не менее, никто и никогда не должен принуждать ее к этому риску», - считает Гомпертс.

Она была врачом на борту корабля Гринписа, когда ей пришла идея о «Женщинах на волнах». Она была шокирована тем, сколько женщин страдают от последствий подпольных абортов или безуспешно пытаются прокормить нескольких маленьких детей в странах, где процедура нелегальна или доступ к ней ограничен. Она приняла решения найти способ им помочь. «Я помню, как познакомилась с 18-летней девушкой в Южной Америке, которая отчаянно пыталась прокормить трех младших братьев и сестер. Ее мама недавно умерла из-за подпольного аборта. Она забеременела в пятый раз, и не могла позволить себе еще одного ребенка, поэтому она обратилась к подпольному аборту. Я думала: как это возможно, что целая семья лишилась матери, потому что у нее не было доступа к безопасному и легальному аборту?»

«Я вернулась на судно и рассказала команде эту историю, о том, что я хочу помочь. Они сказали, что если бы у тебя был голландский корабль, то на борту действовали бы голландские законы, и на нем можно было бы делать аборты легально, если выйти в нейтральные воды. Мне это показалось идеальным решением. Конечно, тогда я совсем не представляла, во что ввязываюсь».

Изначально план Гомпертс состоял в том, чтобы найти средства и купить собственный корабль, на котором было бы все необходимое оборудование и помещение для проведения операций, но скоро оказалось, что это просто невозможно. У организаций, поддерживающих репродуктивные права, просто нет таких средств, группы, которые борются с абортами, получают гораздо больше финансирования. Гомпертс остановилась на втором плане - найти средства на мобильную клинику, которую можно размещать на борту нанятого судна.

В 2001 году все было готово к первому плаванию «Женщин на волнах». По практическим соображениям - близости к Нидерландам - было выбрано побережье Дублина. Корабль также вез груз для бесплатного распространения - презервативы, гормональные контрацептивные инъекции, таблетки для экстренной контрацепции и препараты для химических абортов. Команда состояла из шести женщин и двух мужчин.

«Я была очень наивной, когда мы отправились в Ирландию. Я думаю, всегда необходим определенный уровень наивности, чтобы сделать что-то подобное, если знать заранее, что тебя ждет, то, скорее всего, ты откажешься от этой идеи. Я наладила хорошие контакты с местными группами, выступающими за легализацию абортов, и они с нетерпением ждали нашего приезда, но они не хотели, чтобы мы проводили аборты - только привлекали внимание к проблеме. Я всегда говорила, что если мы не сможем делать аборты, то само путешествие бессмысленно, поэтому мы остановились о том, что мы будем предлагать препараты для химических абортов».

Тем не менее, когда Гомпертс прибыла в Ирландию - под пристальным взглядом международных СМИ - оказалось, что она недооценила, какой общественный резонанс вызовет ее путешествие. Пока корабль был в пути, консервативные члены нидерландского парламента объявили, что «Женщины на волнах» не имеют лицензии, чтобы легально проводить химические аборты. Было заявлено, что Гомпертс грозит тюремное заключение, если она продолжит свой проект. «Это был настоящий кошмар. У нас было столько надежд, когда мы отправлялись из Нидерландов, только чтобы все они разрушились по прибытию в порт. Юридические вопросы были улажены только год спустя, было столько препятствий, что решить их за несколько дней было просто невозможно».

Это было большой шаг назад, и освещение в прессе было очень негативным. Среди заголовков были и такие: «Голландские активисты отказались от обещанных абортов», «Лодка абортов признает, что голландский заплыв был мошенничеством». В конце концов, все закончилось тем, что корабль раздал контрацептивные средства и таблетки для экстренной контрацепции, а также получил 200 звонков от женщин, нуждавшихся в аборте, который они не смогли им предоставить.

«Я была удивлена, какие политические последствия имело это путешествие. Я думаю, что аборт - это один из тех вопросов, в которые Евросоюз предпочитает не вмешиваться. Это был очень наглядный вызов политике Ирландии, и, поскольку это был голландский корабль, люди занервничали. В Нидерландах были другие организации, которые занимались абортами, но они занимались только информированием и лоббированием, они не пользовались пробелами в законодательстве. Мы использовали эти пробелы, но я не вижу здесь никакой разницы по сравнению с женщинами, которые ездят из Ирландии в Англию, чтобы сделать аборт, это происходят постоянно. Разница в том, что корабль стал символом свободы выбора».

В самом деле, методы Гомпертс были намеренно конфликтными. Она использовала подход прямых действий - тактика, которая больше характерна для борцов с абортами. Но, учитывая, на что идут некоторые группы, выступающие против абортов, не боялась ли она за себя?

Она отвечает: «Нет, я никогда не боялась за свою безопасность - другие люди боятся, но я нет. Люди очень эмоциональны в отношении этого вопроса, и я признаю и уважаю это. Наиболее агрессивные толпы были в Польше, где мы были в 2003 году. Нам пришлось усиливать меры безопасности, потому что протестующие против абортов бросали яйца и красную краску, и это было довольно неприятно. Тем не менее, когда вы посередине кампании, то у вас столько дел, что до страха просто не доходит. Вам просто нужно продолжать».

Были и успехи. В 2004 году «Женщины на волнах» прибыли в Португалию, но путь им загородили два военных корабля, которые отказались пропустить их в португальские воды. Гомпертс говорит, что это был «разочаровывающий ответ» правительства, но он вызвал такой общественный резонанс в стране, что аборты стали ключевым вопросом на выборах 2005 года, на которых победила оппозиционная социалистическая партия. В феврале этого года Португалия провела национальный референдум по абортам, и в апреле президент одобрил закон, позволяющий женщинам делать аборт до десятой недели беременности.

Этот успех вдохновил Гомпертс работать дальше. Недавно она вела битву с правительством Нидерландов за разрешение проводить химические аборты до 12-ой недели беременности на борту корабля, вместо абортов до 7-ой недели, что разрешает текущая лицензия организации. «На настоящий момент у нас очень мало времени, чтобы помочь женщинам. Я хотела продлить срок, потому что это все равно безопасно в наших условиях».

«Мы не делаем аборты хирургическим методом по чисто практическим соображениям. Каждой женщине понадобиться, по крайней мере, 20 минут, поэтому нам придется дольше находиться в нейтральных водах. Мы знаем, что наши услуги всегда будут намного ниже существующего спроса. Эта служба во многом скорее символическая. Мы знаем, что наша работа не сможет решить проблему».

Сама Гомпертс родилась в Суринаме, но в возрасте трех лет ее привезли на родину матери - в Нидерланды. Она выросла рядом с портом Влиссингена, прежде чем переехала в Амстердам, чтобы учиться на медицинском факультете. Она хотела стать художницей, но, по мнению матери, она была «недостаточно хороша». После нескольких медицинских ординатур, она выбрала прерывание беременности как специализацию.

«Это профессия, в который ты можешь реально и полностью кому-то помочь. В этой области требуются отличные знания как в хирургии, так и в психологии, хотя это и очень узкая область, здесь огромное количество различных нюансов. Это также одна из тех областей, в которых чем больше ты узнаешь, тем больше понимаешь, как много несправедливости в этом мире. Сейчас моя цель вывести дебаты по этому вопросу из сферы морали, потому что на самом деле это к морали не имеет ни малейшего отношения. Многие женщины, которым я помогла, говорили, что они сами против абортов, но у них «другая» ситуация».

«Вы можете быть сколько угодно против абортов, но в какой-то момент у вас может наступить та самая «другая» ситуация. Моя работа в том, чтобы гарантировать фундаментальное уважение к женщине, к тому, что она может принять подобное решение в отношении себя в какой-то момент своей жизни».

В период своей работы в качестве директора «Женщин на волнах» она сама родила двух детей, одному сейчас два года, второму - 14 месяцев. Повлияло ли материнство на ее позицию? «Конечно, рождение детей изменило меня как человека, но оно никак не повлияло на мое отношение к абортам. Напротив, теперь я еще лучше понимаю, как важно, чтобы рождение детей было чем-то, чего ты действительно хочешь. Я очень наслаждаюсь материнством, но оно требует от тебя так многого, поэтому оно всегда должно быть добровольным решением».

Гомпертс давали различные прозвища с момента создания ее организации, одно из них - «пиратка», вызывает у нее только недоумение. Но как бы она описала сама себя? «Это слишком сложно. Я думаю, одна из моих сильных сторон в том, чтобы делать невозможное возможным. Когда люди говорят, что у тебя ничего не получится, это только придает мне решимости сделать это. Потому что если не я, то кто же?»

Guardian

феминизм на практике, репродуктивные права

Previous post Next post
Up