Пост из другого блога, оригинал находится
здесь Одно из последствий социального обесценивания инвалидности - это с одной стороны обесценивание тех, кто предоставляет уход в связи с инвалидностью, и одновременное чествование этих людей как «героев», которые отважно взвалили на себя «бремя» чужой инвалидности. Это особенно наглядно видно в отношении родителей детей с инвалидностью. Этих родителей считают некими свехлюдьми только потому, что они не выкинули члена своей семьи на обочину и не забыли о нем. Инвалидность - это не бремя. Потребность в персональной помощи и уходе не превращает вас в бремя.
Однако уход за человеком с инвалидностью - это работа. И эта работа обесценивается, точно так же, как и уход за детьми без инвалидности и за престарелыми родителями, который не считается «настоящей работой».
Трудно не обратить внимания на то, что практически всегда эту работу поручают женщинам. Ожидается, что женщины обязаны выполнять всю эту работу бесплатно, и они обязаны выполнять эту работу бесконечно, независимо от ее объема, и при этом не сломаться. В конце концов, им не остается ничего другого. Им приходится выбирать: либо поставить крест на своей карьере и оплачиваемой работе и посвящать целые сутки неблагодарной работе без отдыха (если только не удастся уговорить друзей и семью сменять вас время от времени), либо отправить близкого человека в интернат, что фактически равносильно тюремному заключению, где с членом твоей семьи будут обращаться как с вещью или с животным, а не с человеком.
Эксплуатация людей, ухаживающих за членами семьи - это огромная проблема общества, имеющая множество негативных последствий. Одно из самых явных последствий - эксплуатация чужого труда. Если люди заботятся о членах семьи с инвалидностью, то ожидается, что они будут делать это бесплатно. Даже если им придется уволиться с работы, отказаться от карьерных планов и по сути оказаться запертыми в четырех стенах. Им никто не предоставляет специальных возможностей для отдыха.
Если проблема и обсуждается, то только в рамках дискурса «инвалидность - это такое бремя». Однако в реальности бремя - это социальные установки по отношению к уходу. От женщин ожидают предоставления ухода, их будут стыдить, если они откажутся это делать, им просто скажут, что нужно «больше стараться». Помощь государства и общественных организаций таким людям очень ограничена, если она вообще есть, особенно сейчас, когда идет урезание бюджетных расходов на инвалидность.
И это очень и очень опасно. Это опасно для здоровья и жизни тех, кто предоставляет уход, потому что они страдают от серьезного эмоционального выгорания. Они работают 24 часа в день, 365 дней в год, без перерывов, без платы, без льгот, и это не может не привести к полному истощению. Люди, предоставляющие уход, часто переживают огромный стресс, который разрушает уже их собственное здоровье.
Это опасно и для людей с инвалидностью. Синдром эмоционального выгорания повышает риск насилия по отношению к ним, будь это преднамеренное насилие или пренебрежение их нуждами. Такая ситуация производит отчаяние и чувство загнанности в угол, когда бежать некуда, что, в свою очередь, вызывает депрессию и стресс уже у человека с инвалидностью, который сам начинает чувствовать себя бременем. А если ты чувствуешь себя бременем, то поневоле задумаешься о том, как можно перестать быть бременем.
Например, можно исчезнуть. Ты не будешь бременем, если умрешь. Ты не будешь бременем, если тебя запрут в интернате, даже если ты хочешь быть дома, если ты просишь о смерти, только чтобы о тебе больше не приходилось заботиться.
Такие истории представляются как личные трагедии, как естественное следствие инвалидности, которая неизбежно должна сделать тебя несчастным. Однако это социальная проблема. Это результат жизни в культуре, где предоставление ухода - это не уважаемый и ничем не компенсируемый труд, взваленный на плечи самых уязвимых, тех, кто не сможет отвертеться.
Это результат жизни в культуре, где ты можешь сколько угодно просить о помощи на дому, о ночной сиделке, о путевках в санаторий, об учреждениях дневного пребывания, о чем угодно, и тебе скажут, что тебе ничего этого не нужно. Зачем, если у тебя есть члены семьи - пусть они о тебе заботятся.
Те, кто предоставляет уход в рамках своей профессии, сталкивается с новыми проблемами. Им недоплачивают, будь это уход на дому или работа в интернатах. Многих из них эксплуатируют. Это работа для иммигрантов без документов, которым не предоставляют адекватного обучения по выполнению такой работы. В некоторых случаях используется траффикинг - то и дело слышишь про учреждения, в которых использовались проданные в рабство работники, а сколько таких случаев ускользает от внимания.
Если вам недоплачивают, если вы работаете в ситуации трудовой эксплуатации, то это тоже приведет к выгоранию и стрессу. И создаст условия, в которых будет процветать насилие. И больше всего страдают люди с инвалидностью. Например, когда сотрудники интернатов оставляют своих подопечных лежать в собственной моче или избивают их, чтобы немного развлечься.
Люди говорят об проблеме насилия со стороны предоставляющих уход как об индивидуальной проблеме. Они говорят нам, что другие предоставляющие уход совсем не такие и не надо подгонять всех под одну гребенку. Они игнорируют картину в целом, когда происходит одновременное обесценивание людей с инвалидностью и тех, кто предоставляет уход, и это искусственно создает почву для эксплуатации.
Все люди, которые постоянно находятся в состоянии стресса, не получая адекватного отдыха, по определению не подходят для такой работы, как уход за другим человеком. Это не личная проблема, а социальная. Общество подводит и людей с инвалидностью, и тех, кто за ними ухаживает.
Сокращения бюджета приводят к сокращению услуг по поддержке на дому и по предоставлению возможностей для отдыха людям с инвалидностью и людям, предоставляющим уход. Это значит, что эксплуатация труда, насилие и смерти станут еще более распространенными. Не потому, что инвалидность - это бремя и неразрешимая проблема. И не потому, что за людьми с инвалидностью ухаживают порочные и ужасные люди, которые только и ищут возможности помучить ближнего. Причина в том, что общество в целом воспринимает уход за людьми с инвалидностью как некую «особую» услугу и благотворительность, вместо того, чтобы смотреть на это как на нормальную работу или профессию.