Право голоса - это простая концепция и неотъемлемое право человека. В то же время люди с инвалидностью часто не имеют доступа к демократическим процессам и лишены права голоса во многих странах мира. Подпишите петицию, чтобы побудить Венецианскую комиссию (очень влиятельную группу конституционных экспертов по законодательству) принять в этом декабре документ, который будет соответствовать правам человека.
На настоящий момент положение Венецианской комиссии "Пояснение к толкованию Кодекса практики участия людей с инвалидностью в выборах", утверждает что: "Ни один человек с инвалидностью не может быть лишен права избирать и быть избранным на основании ее/его физической или/и ментальной инвалидности до тех пор, пока не будет вынесено соответствующее решение суда о лишении права избирать и быть избранным по причине умственной недееспособности".
Данное утверждение содержит в себе внутренне противоречие и не имеет смысла. Представители Некоммерческого сектора указали на данный недочет, и Венецианская комиссия дала согласие на пересмотр документа. Сессия Венецианской комиссии состоится 14-15 октября. Наличие юридически признанной возможности оказывать влияние на формирование правительства и на избрание представителей посредством голосования является неотъемлемой составляющей демократии. Лишение возможности голосовать свидетельствует о несерьезном отношении политиков к общественному мнению. Это объясняет относительную незаметность участия в политике и политике людей с инвалидностью в разных странах.
Пожалуйста, пройдите по ссылке и проголосуйте:
http://www.petitiononline.com/savethev/petition.html Сайт кампании:
http://www.savethevote.infoЧто такое Венецианская комиссия?
Европейская комиссия за демократию с помощью закона, больше известная как Венецианская комиссия - это консультативный орган Совета Европы по конституционным вопросам. В его состав входят «независимые эксперты, которые достигли высокого положения благодаря своему опыту работы в демократических институтах общества или благодаря своему вкладу в развитие юриспруденции и политологии». В Венецианскую комиссию входят представители 57 стран: европейский регион включает страны-члены Европы и Киргизстан (с Казахстаном и Ватиканом в качестве наблюдателей); регион Ближнего Востока и Северной Африки включает Алжир, Израиль, Морокко и Тунис; а регион Америк включает Бразилию, Чили, Мексику и Перу (с Аргентиной, Канадой, Уругваем и США в качестве наблюдателей). Кроме того, членом комиссии является Республика Корея и Япония в качестве обозревателя. Беларусь, как кандидат в члены Европейской Комиссии, а также ЮАР и Палестинская национальная администрация имеют специальный статус сотрудничества равный статусу наблюдателей.
Что предлагает Венецианская комиссия?
Настоящий текст «Пояснение к толкованию Кодекса практики участия людей с инвалидностью в выборах» (принято в октябре 2010 года) утверждает, что «Ни один человек с инвалидностью не может быть лишен права избирать и быть избранным на основании ее/его физической или/и ментальной инвалидности до тех пор, пока не будет вынесено соответствующее решение суда о лишении права избирать и быть избранным по причине умственной недееспособности». Данное утверждение содержит в себе внутренне противоречие и не имеет смысла. Представители Некоммерческого сектора указали на данный недочет, и Венецианская комиссия дала согласие на пересмотр документа. Сессия Венецианской комиссии состоится 14-15 октября.
Как я могу спасти право голоса?
14 октября 2011 года Венецианская комиссия рассмотрит новую редакцию «пояснения к толкованию» по праву голоса для людей с инвалидностью. Существует большой риск, что в новом документе сохранится положение о том, что местные суды вправе лишать некоторых людей с инвалидностью права голоса. Это очень опасное предложение, которое нивелирует понятия о равенстве, демократии и власти закона, но вы можете повлиять на этот процесс. Посмотрите соответствующую рубрику на сайте кампании:
http://savethevote.info/take-action Почему мнение Венецианской комиссии так важно?
Хотя «пояснения» Венецианской комиссии не имеют силы закона, многие правительства прислушиваются к ее рекомендациям, благодаря ее высокой репутации. Очень важно, чтобы Венецианская комиссия приняла документ, который поддерживает универсальное право голоса для всех людей с инвалидностью. Если этого не произойдет, национальные правительства получат основание для лишения людей с инвалидностью права голоса. На кону стоит очень многое.
Почему право голоса так важно?
Признанная законом возможность влиять на то, кто войдет в состав правительства и будет вас представлять - это основа демократии. Люди боролись и погибали за право голоса. Афроамериканцы США добились права голоса в долгой борьбе. Женщины смогли добиться права голоса в подавляющем большинстве стран. Однако люди с психосоциальной инвалидностью (потребители психиатрии в прошлом или сейчас, люди с психическими проблемами) и люди с интеллектуальной инвалидностью (нарушениями обучения, нарушениями развития), а также люди с дегенеративными заболеваниями, связанными со старением, или приобретенными травмами мозга, до сих пор зачастую лишены этого права. Во многих странах таких людей исключают из демократических процессов, из-за законов, которые лишают людей юридической дееспособности, так что людям не просто запрещено голосовать - они не имеют права решить, где им жить, где работать, с кем общаться, как тратить свои деньги, не могут принимать решения в отношении своего здоровья и повседневной жизни.
Отказ в праве голоса означает, что политики не будут серьезно относится к интересам людей, чьи права ограничены. Именно это объясняет относительную невидимость политики и практик в отношении людей с психосоциальной инвалидностью и людей с интеллектуальной инвалидностью во многих странах.
Почему Венецианская комиссия хочет ограничить право голоса людей с инвалидностью?
Ни в одном документе Венецианской комиссии не объясняется причина, по которой комиссия хочет ограничить право голоса людей с инвалидностью. Центр адвокации по ментальной инвалидности считает, что за данными предложениями стоит две тенденции. Нужно подчеркнуть, что не все члены Венецианской комиссии разделяют подобные взгляды.
1. Неосознанные предрассудки. Исторически законы, ограничивающие право голоса тех или иных групп населения - женщин, афроамериканцев - будь это ограничения по решению суда, отдельных законов или неформальных практик, были основаны на стереотипах и дегуманизации членов данной группы. Предложение ограничить право голоса людей с интеллектуальной инвалидностью или психосоциальной инвалидностью ничем не отличается. К сожалению, большинство членов общества до сих пор считают, что люди с такой инвалидностью - «безумцы» или ни на что не способны, что это люди («они»), который качественно отличаются от рациональных людей («нас»). В соответствии с этими взглядами Венецианская комиссия предлагает относиться к людям с инвалидностью как к потенциальной угрозе выборам, а к судьям как к необходимому фильтру, которые гарантируют, что безумные и ни на что не способные избиратели не испортят демократический процесс. Подобные предположения основаны на глубоких предрассудках, которые являются устаревшими, чья несостоятельность эмпирически доказана, и которые противоречат международному законодательству о правах человека, не говоря уже о явной оскорбительности таких взглядов. Если допустить принятие подобного предложения, то это не только лишит избирательных прав людей с инвалидностью, но также санкционирует и поддержит стигму и предрассудки, связанные с инвалидностью.
2. Необоснованное беспокойство о возможной подделке результатов голосования. Некоторые члены Венецианской комиссии утверждают, что отказ в праве голоса людям с инвалидностью уменьшит случаи подделки результатов голосования. Подделка результатов голосования - это серьезная проблема, но подобные ограничения прав вряд ли смогут повлиять на подделку результатов. Доказательства того, что для подделки используются именно избиратели с инвалидностью минимальны и носят анекдотический характер. Более того, Венецианская комиссия не смогла предоставить доказательств того, что избиратели с инвалидностью чаще становятся мишенями подделок, чем избиратели без инвалидности. Более того, если позволить третьей стороне определять, кому можно запретить участвовать в выборах, то это само по себе открывает путь для злоупотреблений.
Гораздо проще признавать неспособными голосовать тех, кто не будет голосовать за кандидата или партию, которых поддерживает тот, кто проводит оценку. Подобные злоупотребления не исключены, даже если оценка будет выносится людьми, действующими из благих побуждений. Это объясняется тем, что никто не смог создать надежный механизм оценки способности к голосованию, во время которой человек не будет объяснять свои избирательные предпочтения. Если Венецианская комиссия действительно хочет уменьшить случаи подделки результатов выбора, то ей стоит не лишать избирательных прав определенные группы граждан, а сосредоточиться на известных способах подделки результатов. И если комиссия хочет, чтобы все граждане смогли реализовать свои суждения в принятии избирательных решений, ей следует сосредоточиться на том, чтобы избирательный процесс стал максимально доступным и понятным для всех избирателей.
Что плохого в определении «дееспособности» для голосования?
Венецианская комиссия предлагает, чтобы судьи каждой страны определяли, является ли человек с инвалидностью «умственно дееспособным» для голосования, так что судьи могут отказать кому-то с инвалидностью в избирательных правах, если человек не пройдет эту оценку. Венецианская комиссия не предлагает никакого определения «умственной дееспособности» и не описывает, как должна проходить подобная оценка. Она также не объясняет, почему она считает оценку умственной дееспособности хорошей практикой. Это противоречит международному законодательству о правах человека, и это невозможно реализовать в реальной жизни. Подобное положение противоречит Статье 29 Конвенции ООН о правах инвалидов, которая не допускает никаких подобных исключений. По сути это является формой непрямой дискриминации по признаку наличия инвалидности (запрещенной Статьей 5 Конвенции ООН о правах инвалидов), поскольку проверке на «умственную дееспособность» будут подвергаться только людей с диагностированной интеллектуальной или психосоциальной инвалидностью… Почему мы должны позволить судье лишить женщину с синдромом Дауна избирательных прав только потому, что судья не верит, что она может понимать политические процессы, при том что судья не имеет права задавать аналогичные вопросы потенциальным избирателям без инвалидности?
Оценка «умственной дееспособности» - это дорога к новым злоупотреблениям. Люди с ярлыком инвалидности сегодня, а кто завтра? Оценка зависит от политических решений судьи: то, что является здравым суждением для одного человека, не является здравым для другого. Судья крайне правых взглядов может постановить, что член коммунистической партии не может судить здраво. Судья левых взглядов может лишить избирательных прав убежденного консерватора. Жизнь в демократии означает, что мы ценим каждый голос в равной степени: независимо от нашего отношения к избирателю. Судья не может принимать на себя роль фильтра. Оценка «умственной дееспособности» опасна не только в случае, если судья намерен злоупотребить положением, даже если судьи руководствуются благими побуждениями, их просят сделать то, что они не могут и не должны делать.
Определение «умственной дееспособности» не достижимо в реальной жизни, потому что такая оценка не соответствует даже минимальным стандартам объективности. Рациональность Джека - это иррациональность Джилл. То, что для Джейн влияние рекламы политической партии - манипуляция для Джона. Уровень понимания политики Джастина может позволить ему выбрать одного из кандидатов, но Ионе он не позволит сделать выбор.