«Поправляйся»

Jan 22, 2011 18:59

Оригинал статьи находится здесьПоправляйся ( Read more... )

инвалидность

Leave a comment

Жёсткое lugovskaya January 22 2011, 16:54:17 UTC
Ну что ж. Насчёт дополнительного бонуса я автору могу сказать довольно жёстко: "Да, если ТЕБЕ настолько дискомфортны общепринятые правила, то ТЕБЕ же и придётся сделать дополнительную работу. Во-первых, подумать, какое выражение тебе нравится, во-вторых, сформулировать это недвусмысленным образом (само выражение или алгоритм его формирования), в-третьих, довести его до сведения окружающих людей, от кого ты хочешь это услышать. Возможно, в-четвёртых - несколько раз повторить. Нет, окружающие люди не обязаны делать ТВОЮ работу. Нет, это ни разу НЕ ИХ работа. И если ты это не сделаешь, это ТВОИ проблемы, не решённые ТОБОЮ. Не согласна? Полагаешь, что я должна читать твои мысли? Хорошо, теперь можешь закатывать истерики. В одиночестве, ибо я их слушать не желаю".

Дело в том, что я много и тяжело болела. Я и сейчас не самый здоровый человек, и среди окружающих меня отнюдь не все здоровы (причём речь не о насморке или кариесе). И я хорошо умею отличать манипуляции, осуществляемые больными людьми, от попыток решения ими проблем (да, проблем, отличных от проблем здорового человека). "На что обычно хочется сказать: Спасибо за попытку увести разговор в другую сторону, это так тактично! Я так рада сделать дополнительную работу за вас, вы даже не представляете!" - это манипуляция здоровым человеком, и манипуляция грубая и недостойная. На чувстве вины за то, в чём человек не виноват.

Да, больным людям лучше сохранять чувство собственного достоинства. Дело даже не в том, что это внушает уважение (точнее, это - во вторую очередь. Неплохо помнить о том, что сама по себе болезнь не есть никакой бонус для общения с человеком. Она не делает его лучше. Человек от болезни не становится умнее, интереснее, искреннее, душевнее, гостеприимнее... а вот обратное, к сожалению, вполне возможно. И мы не сможем сделать так, чтобы окружающие общались с нами, если они этого не будут хотеть - они свободные люди!). Но в первую очередь - сохранение чувства собственного достоинства есть элемент той самодисциплины, которая в итоге позволяет лучше бороться с болезнью. Совсем не обязательно - победить, увы. Но совершенно точно - оставаться куда более человеком, куда более собой, чем при предъявлении претензий всему окружающему миру за то, что тебе не повезло.

Да, что не повезло - очень обидно. Да, больные люди могут срываться на истерики. Это я тоже хорошо знаю.

Но давайте будем отличать крик боли от конструктива. Это не одно и то же. Мы уже не дети. Мы можем сформулировать, как улучшить хотя бы близкий к нам мир. Это - таки-да НАША работа (сиречь "МОЯ" для кааждого из нас). Потому что мы улучшаем мир для СЕБЯ.

Reply

Re: Жёсткое d_v_temnote January 22 2011, 17:03:59 UTC
очень хорошо Вы написали.

Reply

_palka January 31 2011, 02:07:37 UTC
люди горазды быть жесткими к тем, кого дискриминирует общество
к тем, кто не может ответить, не имеют легитимной власти
кто ограничен в социальных возможностях

бороться против меньшинства, требовать от меньшинства, унижать меньшинство очень легко
куда легче
чем осознать, что нет, это не задача меньшинства быть бесконечно более лояльным, более незаметным, более обслуживающим
а задача общества - не применять насилие к тем, кто отличается от стандарта
и отслеживать это насилие
должна не жертва

один из вариантов этого - самообвинение
"я болел, значит, я виноват, так как болезнь не делает меня нормальным:
мне нужно бороться со своим состоянием, чтобы стать нормальным,
а заодно обличать всех, кто сталкивается с такими же трудностями, как и я, и смеяться над ними так же, как делают нормальные: тогда я стану нормальной и сама - хотя бы на словах"

в вашем комменте характерны противопоставления
больные-здоровые
крик боли - конструктив
дети - взрослые
все это ставит вас в позицию силы, в позицию оценки других
вы оправдываете "здоровых людей", утверждаете, что это не они игнорируют "больных", а это "больные" дискриминируют их, отказываясь заниматься эмоциональным обслуживанием

вы обвиняете себя в собственной болезни
говорите, что она делает вас хуже
но хуже вас делает не она, а социальная стигма
разговор об этом - не "манипуляция здоровым человеком", а путь к созданию общества, в котором никакие человеческие проявления, если они не связаны с насилием, не являются основанием для стигмы

Reply

lugovskaya January 31 2011, 20:32:33 UTC
Ваш коммент - любопытный набор штампов, выданный по принципу "типовое раздражение - типовой ответ".

Прекрасно иллюстрирует это, например, последний абзац:

"вы обвиняете себя в собственной болезни" - да ну, где же это?

"говорите, что она делает вас хуже
но хуже вас делает не она, а социальная стигма"

Между тем я сказала совершенно не это. Читаем написанное:
"Человек от болезни не становится умнее, интереснее, искреннее, душевнее, гостеприимнее... а вот обратное, к сожалению, вполне возможно".
Болезнь не может сделать человека глупее? Ещё как. И непосредственно воздействуя на мозг, и через отупение из-за боли, и ещё десятком других способов.
Болезнь не может сделать человека менее интересным для других людей? Да регулярно. Говорить о куче вещей интереснее, чем о болячках - а регулярно к этому и сводятся мысли больного человека.
Болезнь не может сделать человека менее гостеприимным? Да какое к чёрту гостеприимство, если еле ноги таскаешь?
И так далее.
Нет, это не социальная стигма (как в случае, допустим, СПИДа). Это нормальная реакция людей, которые не обязаны общаться с Х, на то, что Х стал им менее интересен\приятен и т.п. Потому что у каждого из этих людей ограниченное количество жизненных ресурсов - времени, сил, энергии. И общаться они будут с теми, кто им интереснее\приятнее.

Теперь дальше. Да, если из-за болезни Х начинает, допустим, срываться на окружающих - это он\а стал\а хуже. И это его\её задача - либо минимизировать срывы, либо минимизировать ущерб от них. Если Х стал\а деградировать - его\её задача уйти с работы, где он\а может подвести других. И так далее. Ибо другие совершенно не обязывались также быть жертвами болезни. Человек, чья жизнь ухудшена болезнью, не должен ухудшать жизнь и ставить под удар других только потому, что лично ему не повезло.

"разговор об этом - не "манипуляция здоровым человеком", а путь к созданию общества, в котором никакие человеческие проявления, если они не связаны с насилием, не являются основанием для стигмы"

Разговор разговору рознь. В "бонусе" очень чётко показано, как манипулятор в ответ на попытку разъяснить, в чём собственно заключаются претензии, начинает грузить человека (который, заметим, попытался разобраться в проблеме, а не послал выдающего претензии подальше) чувством вины. Но у здоровых не должно быть вины перед больными: причина болезни - не они. А реакция на такую манипуляцию тоже очевидна: у невротика - "загруз" и далее он будет манипулируем до тех пор, пока сам не взбунтуется, у более толстокожего челока - посыл подальше и на подольше.

И всё. Ибо нельзя _обязать_ общаться, если сам человек этого не хочет. Ну то есть, конечно, можно - приставив пистолет к виску, угрожая лишить зарплаты и т.п. Но в ситуации нормального взаимодействия - нельзя.

Reply

_palka February 1 2011, 23:55:54 UTC
дихотомии "ум-глупость, душевность-бездуховность, гостеприимство-черствость к другим" и пр. в таком духе носят обесценивающий и дискриминационный характер, так как содержат вложенное сообщение о том, что человек должен быть приятен и удобен другим.

Reply

lugovskaya February 2 2011, 14:42:23 UTC
Не должен. Только если он не приятен и не удобен другим, пусть не удивляется, что с ним не будут общаться.

Потому что другие - свободные люди. И заставить их общаться - нельзя.

Reply

_palka February 2 2011, 19:53:54 UTC
категории приятности и удобства являются насильственными социальными требованиями
свобода здесь ни при чем
общество должно относиться с уважением ко всем своим членам, вне зависимости от их приятности
может, кто считает стариков или инвалидов очень уж неприятными, но это не повод не платить им пенсии и пособия и дискриминировать на каждом шагу

бороться за свои права, делаясь все более и более "приятными" - тупиковый шаг, так как лояльность власти еще не означает причастность к ней. власть репрессивна к услужливым в той же степени, что к другим

Reply

lugovskaya February 2 2011, 21:23:29 UTC
"категории приятности и удобства являются насильственными социальными требованиями" - :))))))))))))) Роскошно! Ви-таки социалист-аскет?

"общество должно относиться с уважением ко всем своим членам, вне зависимости от их приятности" - эээ... идеальное общество к идеальным членам общества в вакууме, я полагаю.

"может, кто считает стариков или инвалидов очень уж неприятными, но это не повод не платить им пенсии и пособия и дискриминировать на каждом шагу" - так, снова пошли штампы. Снова разговор не с собеседником, а абстрактный пропагандизм в воздух.

Знаете, я, пожалуй, не буду снова выяснять, ну и где же вы у меня нашли про невыплату пособий. Поскольку и так знаю, что я об этом не писала, а отвечаете вы некоей абстракции у себя в голове. Просто воспользуюсь своей свободой, которая, конечно же, "не при чём", и прекращу с вами общение. За полной бессмысленностью - и отсутствием в нём приятности. Можете на досуге помедитировать, как вы заставите меня общаться вне "насильственных социальных требований".

Reply

_palka February 2 2011, 21:51:39 UTC
Ну почему же, это совсем не штампы
Эйблизм, то есть дискриминация по возможностям, абсолютно реальна.
Про инвалидность и то, что "больные люди" что-то должны обществу, а не наоборот, писали именно вы, и это не абстракция, а вполне ясныый призыв не уважать конкретную социальную группу.
Хамить на прощание мне было не обязательно, но да, бывают и социалисты-аскеты, и правозащитники.

Reply

yana_drrr February 7 2011, 04:35:06 UTC
По-моему вы тут самый ясный из "голосов разума".
Респект!

Reply

_palka February 7 2011, 06:27:33 UTC
спасибо большое.
я думаю, это всего лишь разъяснения того, о чем статья.

Reply

yana_drrr February 7 2011, 06:42:06 UTC
Да, конечно. Но у Вас это хорошо получается.:)

Reply

yana_drrr February 7 2011, 04:32:58 UTC
"приятность и удобство другим", "пусть не удивляется, что с ним не будут общаться", "свободные люди" - вот уж где штампы.

Reply


Leave a comment

Up