Пост сделан на основе поста из другого блога, оригинал которого находится
здесь.
Число нуклеарных семей сокращается, но они все еще занимают доминирующее положение в нашем культурном воображении. Мама и папа, состоящие в браке, и их дети, живущие все вместе под одной крышей (без каких-либо еще людей) - именно этот образ до сих пор считается квинтэссенцией человеческой близости и взаимосвязи.
Активный крестовый поход ЛГБТ-сообщества за право быть включенными в Клуб женатых пар лишь добавляет престижа этой специфической форме человеческой общности. То же самое делают другие попытки присвоить ярлык «семьи», например, если группа близких друзей важнее для вас, чем члены биологической семьи, то они называются «семьей по выбору».
Эти широко известные попытки ухватить кусочек власти «семьи» могут скрывать куда более интригующую тенденцию современности - те виды образа жизни и любви, которые не пытаются подражать семье, ядром которой является сексуальная пара.
Возможно, «семью по выбору» вообще не следует называть семьей. Возможно, таким общностям нужно провозгласить собственную идентичность - сообщества друзей или «личные сообщества», которые включают друзей, родственников, наставников и других важных людей, и которые не основаны на сексе или совместном проживании под одной крышей.
У таких сообществ есть отличия, которые не всегда сводятся к выбору. Личные сообщества, как правило, состоят из людей, которые воспринимают друг друга как равных. Возраст и гендерные роли играют в них меньше значения, чем в нуклеарных семьях. Их также могут отличать более глубокие чувства близости и взаимности и меньшее ощущение обязанности. (Нуклеарные семьи имеют собственные сильные стороны, но их не игнорируют).
Такие сериалы как «Друзья» и «Секс в большом городе» представляют сообщества друзей как удел молодых или, скорее, незрелых людей. Зачастую так и есть. Однако все чаще такие сообщества создают взрослые люди. Статья в
New York Times описывает эту тенденцию как «современный ответ коммунам». Примером могут служить «осознанно созданные сообщества» - группы близких друзей, которые планируют провести пенсию, проживая рядом, или даже купить вскладчину один большой общий дом.
В статье приводится пример двух женщин 28 и 24 лет - Бергер и Хазард. Они составили довольно красноречивые объявления о поиске соседей: «Некоторые вещи, которые нам нравятся: пермакультура, экологический образ жизни, садоводство, танцы, хула-хупы, йога, лечебные травы, создание музыки, активное слушание, ненасильственная коммуникация…» - перечисляют они.
Для них отношения с соседями будут важнее самого жилья. Они надеются создать вместе семью, но без соперничества между сестрами или родителей, в которой все будут по очереди мыть посуду.
«Трудно найти поддержку в таком городе как Нью-Йорк, особенно если у тебя нет партнера или другого человека или группы, с которыми ты общаешься каждый день, - говорит Бергер, музыкант и преподаватель игры на фортепьяно, которая снимает квартиру с другой женщиной. - Мне бы хотелось, чтобы множество людей делили со мной повседневную жизнь».
Они надеются создать групповой дом или коллектив, причем не столько по финансовым соображениям, сколько для создания собственного сообщества. Трудно сказать, растет ли количество таких сообществ, хотя специалисты по традиционным «осознанно созданным сообществам» - группам людей, которые живут вместе, объединенные общими ценностями, например, в коммуне - считают, что это вполне возможно. Лэрд Шоб, исполнительный секретарь организации «Кампания за осознанно созданные сообщества» говорит, что если в 2005 году в базе его организации было 614 сообществ, то в этом году их число составило уже 1300.
В других случаях люди, проживающие вместе, действительно являются членами одной семьи - просто они не являются супружеской парой. Это могут быть братья или сестры, которые решают жить вместе, и это не обязательно престарелые вдовы или вдовцы. В соответствии с рекомендациями отчета «За пределами супружества: признание и поддержка близких отношений между взрослыми» Канада собирается предложить правовую защиту всем взаимозависимым отношениям, даже если они не основаны на сексе.
Однако и романтические пары все чаще выбирают менее традиционные отношения, в том числе, когда партнеры не живут вместе. Число раздельных браков растет год от года. Зачастую в таких семьях партнеры разделены необходимостью, например, потому что этого требуют условия их работы. Однако сейчас на нашей демографической карте появилась и другая супружеская форма - «раздельная совместная жизнь». Во многих случаях люди, состоящие в подобных отношениях, ХОТЯТ иметь свое собственное жилье.
Конечно, многие до сих пор живут в нуклеарных семьях. Однако загляните в нуклеарное домохозяйство, и вы обнаружите, что в 21 веке оно разительно отличается от своего аналога 20 лет назад. Современные пары уже не такие неразлучные. Как отмечают Пол Амато и его коллеги в книге «Вместе по одиночке»:
«В 2000 году пары значительно реже, чем пары в 1980 году, ели за одним столом, посещали друзей вместе, вместе проводили досуг или вместе выполняли работу по дому (p. 67)... В 2000 году пары, по сравнению с парами в 1980 году, имели «меньше общих друзей или общих социальных групп» (p. 201)».
Возможно, не стоит пытаться втиснуть каждое личное сообщество в ярлык «семьи», а вместо этого признать их уникальные различия.