Перед вами очередная мозаика, теперь уже из НЕ народных артистов.
Тоже спонтанно собранная и тоже далеко не полная. Фамилии не пишу специально, уверен - вы всех их знаете.
Меня иногда спрашивают - "Стас, а не обидно, что вы до сих пор не народный"?
Да, раньше расстраивался.
Два раза меня выдвигали на звание народного, и два раза приходил отказ в последней инстанции.
А теперь, когда вижу, с кем придется делить это звание, говорю искренне - нет.
Я горжусь тем, что я народный артист Грузии и народный артист Чувашии.
И - заслуженный артист РСФСР - звание, которое кардинально отличается от звания заслуженного артиста России.
Между ними пропасть - величиной с эпоху, с уходом которой канули в Лету понятия заслуг и популярности.
Не надо искать в картинке подвох - кто достоин, а кто нет, повторяю, собрал ее спонтанно из тех, кто сейчас в добром здравии и кого вспомнил сразу. На прошлую заметку об
Инородных артистах пришло много нелепых комментариев. С какого перепугу, - писали мне, - вы включили в список Шукшина, Окуджаву и Визбора, они ж не артисты?
А с какого перепугу сегодня все режиссеры и барды - народные артисты?
Хотя, нет, вру, не все. Юлий Ким - великий Ким, написавший самые любимые песни к полусотне самых любимых наших фильмов - "Бумбараш", "Обыкновенное чудо", "Пять вечеров", "12 стульев", "Про Красную Шапочку", "Сватовство гусара", "Формула любви", "Сказка странствий", "Человек с бульвара Капуцинов", "Собачье сердце"… Он по-прежнему только Ким. Это в лучшем случае. В большинстве картин ему даже фамилию запрещали указывать, так что в титрах он числится, как Юлий Михайлов…
И еще. Не надо сравнивать нас с Западом, где, как вы говорите, у артистов нет никаких званий.
Это наша родина и наш лучший в мире патриархальный русский театр, у которого всегда были свои законы и своя школа, на системе которой учатся все, в том числе, и актеры Голливуда. Марлон Брандо, Мерилин Монро, Пол Ньюмен, Дастин Хофман, Клинт Иствуд, Энтони Куинн, Юл Бриннер, Роберт де Ниро, Аль Пачино, Стивен Спилберг, и многие другие - это всё ученики учеников Станиславского.
Джек Николсон сказал как-то:
- Сегодня говорил по телефону с Шоном Пенном. Мне показалось любопытным, что меня нет среди актеров - сторонников метода Станиславского, список которых недавно опубликовали в одной статье, и я сказал ему об этом. И добавил: "Мне до сих пор удается их дурачить!" Я считаю это достижением. Потому что, по-моему, в актерском мире нет почти никого, кто лучше понимал бы метод Станиславского и больше руководствовался им в работе, чем я. Странно, что никто этого не замечает. Наверное, это потому, что реальность и представления о ней часто расходятся...