Выражение "Mahari", "Maharani" - производная двух слов ории, "Mahan" и "Nari", означая "Божественные девицы". Это была профессиональная группа служителей Господа Джаганнатха. Махари состоял из различных категорий служителей, в зависимости от служения делились на определенные группы:
1. Бхитара Гауни: пели во внутренних покоях храма или святилища. Их служение было важно в течение ночи Бадашингара Веша (Badashingara Vesha).
2. Бахара Гауни: использовали свое служение вне внутренних покоев святилища поющий в течение вкушения пищи Господом, а также и на других праздниках в храме.
3. Начуни: Они были сообществом танцоров, которые выполняли свое служение через танец.
4. Патуари: группа, которая шила костюмы для Божеств.
5. Ангила: дежурные Gajapati Maharaja или Царя, которые, как полагали, были местными представителями Джаганнатхи.
6. Гахана Махари: Они были использованы лишь в особых случаях. Не было никакого индивидуального служения для них. Все зависило от определнной необходимости.
Танец этого класса Начуни Махари нельзя путать с Махари Нрутйа, его нужно признать как Девадаси Нрутйа (Devadasi Nrutya), поскольку этот класс Махари выполняли служки Девадаси (Devadasi). Говорится, что после того, как Чодагангадева (Chodagangadeva) поднялся на трон в Пури, с помощью очень известного тантрика по имени Нитай Дхобани (Nitei Dhobani), который был горячим поклонником Господа Джаганнатха, он назначил девственных девушек из южной части Индии служить Господу Джаганнатху.
Существующий храм был построен согласно популяризации веры, и служение Махари был использован Царем между 11-ым и 12-ым столетием. Это, конечно, не означает, что поклонение Господуа Джаганнатхе была столь молода, чтобы быть датированным этим временем. В действительности, поклонение Господу Джаганнатхе столь же стара как создание этой Вселенной. Другие Божества были более поздними интерпритациями. Самый подлинный и самый древний текст Риг Веда, упоминает Господа Джаганнатху в его 10-ой Мандале:
Ado Jaddharu plavate sindhou pare apurusham
____________________________________________________
P.S. Я не увидел в этом стихе ссылку на Джаганнатху.
____________________________________________________
Выбор молодых девочек, которые будут отданы в учение как Махари был таким, что любая девочка, еще ребенку, должно было внушать что она Махари, особая, чтобы она могла пройти процесс испытыния. Молодая девочка, выбранная для ученичества не могла быть физически искажена. Она не могла иметь никаких признаков уродства, и т.д. Эти молодые девочки были отданы в учение как Махари в очень нежном возрасте, перед достижением половой зрелости. В день, установленный согласно положению планет, девочка купалась с пастой куркумы. Она украшала себя пастой сандалового дерева, символически пожертвовав себя Богу, чтобы показать, что она будет под охраной Господа.
После этого ее приносили к храму и после короткого ритуала, была принесена к Sri Nahara, где она общалась с Царем Пури. После этого, ее отправляют на обучение к Гуру Махари.
Ритуалы Господа Джаганнатха предписаны в Niladri Mohodaya, который является частью Suta Samhita. Ниладри Моходая упоминает, что Махари танцует только однажды, в течение инсталяционной церемонии Бога. Это говорит:
Gitanrityatisamsabdoh dibyojani jada dwija
mukharthamagatasarve sarvalokanibasinaha
Говорится, что это были Апсары Менака и Рамбха которые украшали собой зал Индры. Махари относят к классу Апсар и считается что они происходят от этих Апсар. Но доказательств этой информации нигде нельзя найти и утверждать как достоверной.
Махари не были наследственной профессией, и при этом Махари не имели никаких сексуальных отношений, поскольку они должны были остаться сексуально бездействующими для сохранения их девственности. Те же, кто хотел завести семью исключался из рядов служанок Джаганнатхи.
Танец - существенная часть ритуальных методов храма и соответственно, - важная часть вероисповедания. Танец, выполненный группой Махари по имени Начуни имел место в определенное время дня, когда Начуни должны были выполнять свое служение, то есть, танец в течение завтрака Бога. То же самое служение выполнялось в Nata Mandapa прямо перед общественным вниманием. Она должна была танцевать перед публикой.
Этот танец был всегда чистой частью, без любого сопровождения песнопений. Танец, выполненный в течение ночи, или Badashingara Vesha, был более тайным ритуалом и был проведен, когда Бог удалялся спать. В течение этого периода, Махари имели обыкновение заходить в алтарную как Божество, и танцевали только для Господа. Они танцевали под чтение Гита Говинды и под сопровождение вокалиста и ударника мридангиста, которые находились вне комнаты Господа Джаганнатха.
Социальная жизнь Махари была полностью уныла. Они имели обыкновение жить как царицы в месте под названием Mahari Palli, или Анга Алаза Пэйтана. Им никогда не позволяли свободное общение с любыми мужчинами чтобы быть увереннным в том, что они вели целомудренную жизнь.
Можно упомянуть здесь, что Падмавати, жена Джайадева, известного святого поэта 12-го столетия нашей эры и автора известного классического произведения Гита Говинда, была Mahari. Она, как говорили, женилась на Джайадеве при таинственных обстоятельствах, при Божественном вмешательстве Господа Джаганнатха. Она способствовала помощи созданию этой мировой известной эпопеи. Джайадева, как говорят, написал шедевр, очарованный ее красотой. Также говорится, что она танцуя излучала сияние Шримати Радхарани, и Джаядева пел Гита Говинду пораженный ее очарованием. Это было упомянуто в течение начальных глав Гита Говинды. Вот стих:
Padmavati charana charana chakravarti
Как это не прискорбно, но традиция Махари является теперь полностью утраченной в Джаганнатха Пури. Некоторые имеют мнение, что этих молодых девочек, неспособных управлять их человеческими инстинктами, ввели в проституцию. Нет однако и никаких доказательсв этим мнениям. Во время общения с Гаджапати Махараджем Шри Дибьясинга Дева, он заявил, что служение Начуни окончательно исчезла во времена его дедушки. Скорее всего к 1952 году Nachuni уже исчезла полностью.
Независимо от того, что могло бы быть причиной для этого, факт остается, что Начуни, как храмовая традиция исчезла. Несомненно работа танца, вовлеченная в Начуни - Божественная художественная форма, исчезновение которой было бы огромной потерей к богатому культурному наследию Ориссы.