Вот есть замечательное изобретение. Или создание, если хотите, С.А.Переслегина и Р.А.Исмаилова. Называется "Стратегия: континентальная война".
www.igstab.ru/materials/black/Per_Continent1.htmВ широких кругах узких специалистов:) она известна довольно давно. Мне вот она известна уже лет десять. Обратился я к ней снова при попытке смоделировать некоторые операции РККА и войск Германии в приграничных сражениях июня 1941-го года. Механизм игры, имея ввиду непосредственно механизм, описывающий боестолкновения, потери, соотношение сил и т.д., мне кажется наиболее подходящим для создания некой командно-штабной игры, моделирующей вышеозначенные операции. Но я не знаю, насколько такая модель может быть приближена к реальности. Никогда не участвовал в командно-штабных, или, говоря по другому, военных играх. Не знаю их правил, методики. И найти то ни чего в сети не могу толкового. Хотя практика проведения таких игр насчитывает не одно столетие.Вот, к примеру, основная боевая таблица. Насколько приближены к реальности расчёты потерь противоборствующих сторон? Попытка сравнивать модель к зафиксированным в военно-исторической литературе операциям не даёт однозначного результата. В ряде случаев может совпадать и не совпадать. Другими словами, закономерность не прослеживается настолько, что можно было бы утверждать о 100% правильности такой методики.
Потери в эффективных рейтингах за один ход боевого соприкосновения
К1 - эффективный рейтинг наступающей стороны,
К2 - эффективный рейтинг обороняющейся стороны,
Р1 -потери слабейшей стороны в эффективном рейтинге,
Р2 - потери сильнейшей стороны в эффективном рейтинге (доля от потерь слабейшей стороны). При соотношении сил 1:1 слабейшей считается наступающая сторона. Абсолютность потерь означает: 1) капитуляцию, 2) время сражения менее одного хода.
К1:К2
мен0,3
0,3
0,4
0,5
0,6
0,7
0,8
Р1
абс
0,9
0,8
0,7
0,5
0,3
Р2
отс
0,1
0,25
0,45
0,65
0,75
К1:К2
0,9
1,0
1,1
1,2
1,3
1,4
1,5
1,6
Р1
0,2
0,15
0,2
0,22
0,25
0,3
0,35
0,45
Р2
0,9
0,9
0,95
0,95
0,9
0,8
0,7
0,6
К1:К2
1,7
1,8
1,9
2,0
2,1
2,2
2,3
2,4
Р1
0,55
0,7
0,8
0,9
1,0
1,0
1,0
1,0
Р2
0,5
0,4
0,35
0,3
0,25
0,2
0,18
0,16
К1:К2
2,5
2,6
2,7
2,8
2,9
3,0
3,1
Бол 3,1
Р1
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
капит
капит
абс
Р2
0,14
0,12
0,1
0,08
0,05
1. Определить исходные рейтинги наступающей и обороняющейся сторон.
2. Вычислить эффективные рейтинги с учетом влияния местности, характера боевых действий.
3. Определить соотношение сил К1:К2.
4. Определить по таблице долю потерь слабейшей стороны. Вычислить ее потери в коэффициенте КР1.
5. Определить долю потерь сильнейшей стороны от потерь слабейшей. Вычислить потери сильнейшей стороны в эффективном рейтинге КР1Р2.
6. Перейти от эффективных к простым рейтингам.
7. Распределить потери поровну между участвующими в бою соединениями. Округлить до десятых.
8. Добавить дополнительные потери в ситуациях, связанных с форсировыанием рек, горных перевалов и т.п.
Примеры.
1.мд., с.д., т.д. наносят удар по с,д. и пт.д. в условиях холмистой местности.Рейтинги наступающей стороны 1,5 + 1 + 2 = 4,5. Рейтинги обороняющейся стороны - 0,66 + 0,66 + 4 = 5,33. Соотношение сил: 0.8:1. Потери слабейшей стороны в рейтинге 0,75х4,5 = 3,1. Потери сильнейшей стороны 0,3х3,1 = 0,9. Потери в простых коэффициентах - 3,1 и 0,7. У обороняющегося по одному полку теряет с.д. и пт.д. У наступающего по два полка теряют м.д.,с.д., т.д.
2.тд. наносит фланговый удар по трехдивизионному с.к. в лесу. Рейтинги 2 и 3. Приведенные рейтинги 2 и 3х1,1х0,5=1,65. Соотношение сил: 1,2:1. Потери обороняющегося 0,25х0,65=0,4. Потери наступающего 0,4х0,9=0,37. Потери в простых коэффициентах - 0,4:1,1:0,5=0,75 и 0,37. Таким образом, танковая дивизия теряет 18% своего состава, стрелковые дивизии теряют по 26% своего состава каждая.
3. Сау д., т.д., две с.д. после предварительной артподготовки силами.д. форсируют реку, обороняемую двумя с.д., 1\3 т.д. Коэффициенты с учетом потерь от артиллерийского огня - 7 и 1,3. Соотношение сил превышает 3:1, следовательно, боевые действия продлятся менее одного хода, обороняющиеся войска капитулируют, наступающие - на том же ходу продолжает движение.