Ребрендинг - ловушка маркетологов и рекламщиков, в которую попала не одна российская компания. Чего только стоит "яйцо" МТС или недавно появившаяся ростелекомовская "пиявка". Если на западе - ребрендинг, как правило, это попытка освежить образ сложившейся и уважаемой компании, то у нас это почти всегда маленькая революция. В данном посте речь пойдет о банке, клиентом которого я некогда являлся и о его, на мой взгляд, абсолютно неразумном решении скопировать фирменный стиль Societe Generale, частью которого он стал. Я говорю о ребрендинге Росбанка.
Цитата с официального сайта
"Новый Росбанк переходит на использование корпоративной символики своего главного акционера группы Societe Generale. Логотипом банка становится красно-черный квадрат с белой полосой, а также слово «Росбанк», написанное фирменным шрифтом группы. На принадлежность к группе указывает подпись «Societe Generale Group», являющаяся неотъемлемой частью нового фирменного знака".
Когда я впервые увидел этот милый логотип, проходя мимо отделения BSGV (Банк Сосьете Женераль Восток) на Проспекте Мира, то подумал, что это похоронное агентство. Сочетание черного и красного у меня почему-то сразу выстроилось в один ассоциативный ряд с "красной гвоздикой на черном мраморе", "красной повязкой на лацкане черного пиджака" и т.д. При этом я на тот момент был в достаточно хорошем расположении духа. Почему такое восприятие?
С Росбанком меня связывала тесная дружба. Точнее не меня, а РосЕвроБанк, который обслуживал компанию "Никамед", где я трудился. Я мог снять деньги со своей зарплатной карты без комиссии в любом банкомате Росбанка. Я думаю, почти каждый, кто пользуется Московским метро, знает о том, что почти на всех "популярных" станциях стоит синий банкомат Росбанка.
Я уже не вспомню откуда я узнал о том, что Societe Generale Group приобрела часть активов Росбанка. Но через какое-то время, я впервые зафиксировал красно-черный знак рядом со знакомым названием. На тот момент я уже никак не был связан с Росбанком, но в память о "добром друге" решил понять, что стало причиной такого "падения".
Пообщавшись с людьми, вращающимися в финансовых кругах, я узнал о возможном мотиве Росбанка. Societe Generale - одна из крупнейших во Франции банковских структур. Для банкиров и финансистов во всем мире, красно-черный знак - это знак надежности и могущества. Но как столь мрачный знак мог стать символом чего-либо положительного? Я набрал в одном известном поисковике "societe generale logo" и попал на статью об истории логотипа на
официальном сайте.
Оказывается, красно-черный квадрат с белой полосой появился только во второй половине XX века, спустя 200 лет после основания банка. Примечательно, что в достаточно большой статье не названо имя автора. Возможно столь "гениальное" дизайнерское решение было плодом коллективной работы. Я не знаю...
Затем я задался вопросом о других примерах использования красно-черного в символике разных структур. Первое, что пришло в голову - это флаги. Я набрал в Википедии "красно-черный флаг" и попал на статью "
Анархистская символика". Из статьи я узнал, что красно-черное знамя было традиционным символом "анархо-синдикализма" и "анархо-коммунизма". Я начал капать дальше в направлении анархистской символики и нашел еще несколько статей - "
Красно-черное знамя" и "
К истории красно-черного флага анархо-синдикалистов". Из последней я узнал занятный факт о том, что впервые, сочетание красно и черного было зафиксировано во время Лионского восстания 1831 года. Французские пролетарии вышли на улицы с лозунгом "Жить, работая или умереть, сражаясь!" Просто совпадение? Или Societe Generale позиционирует себя как банк для простого народа? :)
Но закончим с экскурсом в историю. В какой ситуации оказался Росбанк? С одной стороны, под его названием появилась подпись "Societe Generale Group", которая красит самолюбие его акционеров. С другой стороны, ребрендинг мог вполне ограничиться легкой адаптацией, простым добавлением красного к черной надписи. Например, так:
Простота и лаконичность и в то же время преемственность. Но маркетологи, обслуживающие банк, решили использовать фирменный красно-черный квадрат. И мне кажется, они совершили ошибку. Один маленький довод - что стало с синими банкоматами в Московском метро? Почему их не перекрасили? Я подозреваю, что вид черного банкомата с красными вкраплениями ужаснул даже лишенных вкуса московских метрополитеновцев. Картина станет объективной, когда по прошествии некоторого времени мы узнаем о росте или падении числа клиентов Росбанка. Мне будет интересно узнать, какие последствия будут у этой истории. Поживем - увидим.