Ну вот так незаментным пируэтом мы и допрыгались до Великого Поста и его первого дня - Пепельной среды. Поздравляю!
Пепельная среда, в Католической церкви, день начала Великого поста. Отмечается за 45 календарных дней до праздника Пасхи. В этот день предписывается строгий пост.
На церковных службах этого дня проводится специальный обряд посыпания голов верующих освященным пеплом (иногда вместо посыпания пеплом головы наносится на лоб пеплом знак креста). Этот обряд знаменует сокрушение и покаяние, которые требуются от христиан во время поста. Во время обряда священник говорит каждому верующему «Покайся и веруй в Евангелие», либо библейскую фразу «Прах ты есть и прах вернешься». Пепел, по традиции, получается от сожжения ветвей, сохранявшихся с прошлого Вербного (Пальмового) воскресенья.
Огонь, сжигающий ветви верб, указывает на огонь любви, который превращает все грешное в пепел.
Этот обычай имеет древнее библейское происхождение - в Ветхом Завете посыпание головы пеплом являлось символом покаяния и смирения.
Пост в Римско-католической церкви, заключается в духовном и физическом воздержании от излишеств (в пище и в делах). Основным элементом поста является постановление, которое каждый верующий дает себе перед его началом. Постановление может касаться ограничений в пище, в развлечениях, в старании совершать дела милосердия и т.п.
Посты и постные дни у католиков
Пост в христианской Церкви имеет различные, зачастую взаимодополняющие значения (подробнее см. Значение поста). С течением времени практика постов на Востоке и Западе развивалась разными путями. В Католической Церкви в конечном итоге сформировались следующие постные дни и периоды:
* Великий пост: 40 дней до Пасхи, исключая воскресенья, т. е. за 6 недель и 4 дня до Пасхи (с Пепельной Среды).
* Адвент. 4 воскресенья до Рождества: период сосредоточенности, размышления о предстоящем приходе Христа (как в празднике Рождества, так и во Втором пришествии) и т. д.
* Пятница. Пятницы всего года (за некоторыми исключениями) являются постными днями (вернее, днями воздержания, абсистенции, поскольку связаны с воспоминанием Страстей Христовых.
* Кануны некоторых великих праздников (Используется также слово «Вигилия», от латинского слова Vigilia, «бдение»).
* Quatuor anni tempora (устоявшегося русского названия нет; в русском издании «Общие нормы для литургического года и календаря» переведено как «Четыре Времени»). Особые дни поста и покаяния, по три дня (среда, пятница, суббота) в каждом из времён года. В настоящее время, впрочем, эти посты практически вышли из употребления.
* Евхаристический пост: воздержание от употребления пищи за час до принятия Святого Причастия
История и типы поста
Первоначальным смыслом поста было воздержание на какое-то время от пищи вообще. Так, распространённой практикой было невкушение пищи до вечера, либо до 3-го часа дня (библейский 9-й час). Впоследствие, особенно в монастырской практике, к воздержанию от пищи стали добавляться и качественные ограничения, запрет на мясо, молоко и т. д. В то время, как в Восточной Церкви сохранилось в основном второе, т. е. запрет на определённые виды пищи без указания количества трапез в день (во всяком случае, на практике, ибо в Уставе эти ограничения, достаточно строгие, всё ещё сохраняются), на Западе сохранилась идея поста, как именно воздержание от пищи вообще. Однако с течением времени древняя практика воздерживаться от еды до вечера стала для христиан трудноисполнимой, поэтому позднее (приблизительно в XIV веке) эта единственная трапеза была постепенно перенесена на день. Впоследствие, чтобы дать возможность людям слегка подкрепиться перед сном, была добавлена ещё одна, лёгкая трапеза вечером (она получила название «collatio», от латинского слова, которым назывались читавшиеся в монастыре на этой трапезе святоотеческие чтения). Позднее была добавлена ещё одна лёгкая трапеза утром. Ограничения на род вкушаемой пищи также с течением времени облегчались; если в средние века нормой было воздержание от мяса, яиц и молочной пищи, то XX веку осталось лишь ограничение на мясо.
Таким образом, в Католической Церкви различают две раздельные категории поста: собственно пост, и воздержание.
* Пост предполагает ограничение числа вкушений пищи в день только тремя: одна полноценная трапеза, и две неполные (перекусы), без регламентации рода принимаемой пищи (при этом воду, чай и другие «ненасыщающие напитки» можно принимать без ограничений).
* Воздержание означает воздержание в этот день от вкушения мяса. Иногда разделяют также полное, и частичное воздержание; в последнем случае допускается одно вкушение мяса в течение дня.
Исходя из вышесказанного, традиционное расписание постов в РКЦ (действовавшее до реформ середины XX века) можно представить следующим образом:
* Великий пост
o Все дни, кроме воскресений - пост
o Пятницы (и, в некоторых местах, субботы) - пост и воздержание
o Пепельная среда (день начала Великого поста) - пост и воздержание
o Великая Пятница - пост и воздержание
o Великая Суббота - пост и воздержание
* Пятницы всего года (за исключением случаев, когда на этот день приходится праздник в ранге торжества) - воздержание
* Quatuor tempora - пост и воздержание
* Канун Пятидесятницы - пост и воздержание
* 31 октября, канун дня Всех Святых - пост и воздержание. Если этот день придётся на воскресенье, пост и воздержание переносятся на субботу.
* 24 декабря, канун Рождества Христова (сочельник) - пост и воздержание (кроме случая, когда этот день придётся на воскресенье)
* 7 декабря, канун праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы - пост и воздержание. Если этот день придётся на воскресенье, пост и воздержание переносятся на субботу.
Данное расписание отражает практику, сложившуюся к началу XX века, и соблюдаемую в настоящее время преимущественно католиками-традиционалистами. Более распространена, однако, другая, более облегчённая практика, о которой речь пойдёт далее.
Современный пост
Каноны
Действующий устав поста, как и многое другое в жизни Католической Церкви, определяет Кодекс Канонического Права (ККП). Вот выдержки из этого кодекса, касающиеся поста:
* Кан. 1249 Все верные Христу, и каждый из них по-своему, в силу Божественного закона обязаны совершать покаяние. Но для того, чтобы все они соединились друг с другом, совместно совершая покаяние, предписываются покаянные дни, когда верные Христу должны особым образом предаваться молитве, исполнять дела благочестия и милосердия, отрекаться от самих себя, верно исполняя свои обязанности, но прежде всего - соблюдая пост и воздержание по нормам нижеследующих канонов.
* Кан. 1250 Покаянными днями и периодами во вселенской Церкви являются все пятницы в течение всего года, а также время Великого поста.
* Кан. 1251 Воздержание от мяса или других видов пищи согласно предписаниям конференции Епископов следует соблюдать во все пятницы всего года, кроме тех, на которые приходится то или иное торжество. Воздержание же и пост обязательны в Пепельную Среду, а также в пятницу Страстей и Смерти Господа нашего Иисуса Христа.
* Кан. 1252 Закон воздержания обязателен для тех, кому исполнилось четырнадцать лет, а закон о посте - для всех совершеннолетних лиц, вплоть до начала шестидесятого года жизни. Однако пастырям, а также родителям следует позаботиться, чтобы и те, для кого в силу более юного возраста закон поста и воздержания ещё не обязателен, воспитывали в себе подлинное чувство покаяния.
* Кан. 1253 Конференция Епископов может точнее определить порядок соблюдения поста и воздержания, а также полностью или частично заменить пост и воздержание другими формами покаяния, особенно делами милосердия и благочестия.
На практике
Как видно из приведённого текста канона, для дней Великого поста, хотя они и указаны как покаянные, не содержится конкретных указаний о посте. Это даёт основание многим христианам на практике не соблюдать «пищевые» ограничения в этот день, заменяя их, например, дополнительными молитвенные правилами (напр. богослужение «Крестного пути»), или делами милосердия, или отказом от увеселений, развлечений и т. п. (Иногда также предлагается заменять пост воздержанием от гнева, раздражительности, обид и т. п., однако такая замена уже представляется сомнительной, ибо воздержание от указанных грехов (как и от любых других) вменяется христианину в обязанность всегда, а не только в определённые дни года).
Подобным же образом, по решению Конференции епископов, может быть заменено и воздержание в пятницу. Таким образом, наиболее распространённая, особенно в Западной Европе и Америке, современная практика поста выглядит следующим образом:
* Пепельная среда - пост и воздержание
* Каждая пятница Великого поста - воздержание
* Великая Пятница - пост и воздержание
Кроме того, рекомендуется
* Великая суббота - пост и воздержание
* Рождественский сочельник - воздержание
В странах Восточной Европы, как, например, Польша, Литва может, напротив, сохраняться более строгое отношение к посту. Кое-где даже, помимо воздержания от мяса, практикуется воздержание и от молочной пищи, бывшее в РКЦ обязательным несколько веков назад.