Это - не галлюцинации.
И я не перепутала фолдеры, выставив нечаянно фотографии Галилеи вместо Негева.
Вчера Негев выглядел так:
Два-три месяца назад на горный Негев пролилось редкостное количество дождей. Дождь лил с небес, стремительными наводнениями проносился по руслам и овражкам. Вода просочилась в сухую каменистую почву сквозь запёкшуюся корку пыли, густо смешанной с солью.
Там, внутри, влага, которой в других местах не хватило бы на то, чтобы увлажнить губы кроту, добралась до спящих в тоненьком слое пустынной почвы семян, луковиц, корневищ. Начался невидимый бурный процесс - там, внутри семян, луковиц, корневищ. Что-то просыпалось, изменялось, выходило из оцепенения. Наверху было ещё слишком холодно, поэтому несколько долгих месяцев растения выжидали.
Ждали - чего? Когда зимний убивающий холод уйдёт, уступит место летнему зною, не менее губительному?
Да. Потому что где-то в генах было заложено знание, что между двумя полюсами смерти есть маленькая щёлочка. Несколько недель, в которые жизнь - возможна, а значит - обязательна.
За эти несколько недель нужно успеть всё.
И вот оно пришло. Земля, не привыкшая к ласке воды, благодарно вздрогнула и выплеснула наружу всё, что скрывалось внутри. Беззвучный взрыв, судорога родов, многоцветье цветов...
Ну объясните мне, пожалуйста, как могло случиться, что при первой же возможности пустыня произвела на свет не только растения пустынные, которых логично было ожидать в сердце Негева, но и типичные для средиземноморской экологической зоны, зоны с гораздо более влажным и мягким климатом? Растения, которых долгие годы не встречали в горном Негеве?
Значит, они спали там в земле - так, на всякий случай.
А вдруг будет дождь?
А вдруг его будет больше, чем обычно?
А вдруг и их тоже позовут - жить.
Пустыня, так долго хранившая их в себе, выпустила их из себя
и цветы почти полностью скрыли её от глаз.
А теперь - ZOOM!
Не слишком-то характерное для пустыни растение - мальва, חלמית גדולה, Malva silvestris:
Один из видов шалфея. Не решусь сказать точно, какой - их так много, и их непросто различить:
Ещё одно растение средиземноморской экосистемы - жёлтый асфодель, עיריוני צהוב, Asfodeline lutea:
כחליל, он же Ixolorion:
Пустынный тюльпан, צבעוני המדבר:
Интересный цветок, который называется Вифлеемской звездой - נץ-חלב דק-עלים, Ornithogalum trichophyllum. Может, кто-нибудь знает, почему его так прозвали? Вроде, по христианским праздникам мы сейчас в районе Пасхи, а не Рождества?
Азиатский лютик, נורית אסיה, Ranunculus asiaticus:
А этот скромный цветочек зовётся парнолистником кустарниковым, זוגן השיח, Zygophyllum dumosum:
Скромный-то он скромный, но вот внимания нашего заслуживает сполна. Он - прекрасный образец того, как растения умеют приспосабливаться к экстремальным условиям пустыни. Начнём с того, что зуган летом в 7 раз уменьшает транспирирующую поверхность, в результате чего испарение падает аж в 20 раз!!!
Кроме того, в его плодах содержатся специальные вещества, замедляющие прорастание, причём, концентрация этих веществ зависит от влажности окружающей почвы. Поэтому семя может дремать в земле несколько лет, пока не выпадет достаточно дождливая зима.
Если же и этого недостаточно, чтобы вызвать наше восхищение - вот вам: у зугана каждая веточка жёстко соответствует определённому участку корня. Поэтому даже если почти всё растение погибло, но один-единственный корешок сумел зацепиться за некий "карман" в скалистой почве, то вместе с ним выживет и та веточка, которую этот корешок питает. И растение при первой же возможности восстановится.
Именно благодаря всему этому неслабому набору срок жизни каждого отдельного кустика зугана может превышать 100 лет!!!
Чесночок. И не просто чесночок, а чеснок Негева, שום הנגב, Allium rothii:
Соцветие его совершенно ошеломляющего чёрного цвета, а в середине каждого цветка блестит, как ягодка, смоляно-чёрная бусинка. Опыляется чеснок Негева, между прочим, мухами, которых привлекает его резкий запах.
Маленький изящный ирис. Видимо, Gynandriris, צהרון. Осмелюсь только предположить, что это именно гинандририс малый, צהרון קטן, а не кто-то другой. Но голову на отсечение давать, пожалуй, не стану.
Всё затопили цветы рода Helianthemum - שימשונים. Разнообразие расцветок просто невероятно, невозможно поверить. что всё это - один вид, в крайнем случае - два. Вот вам:
Очень надеюсь, что правильно определила этот цветок. Похоже, что это שבר לבן, Peganum harmala, он же Гармала, он же Сирийская рута, он же - Могильник.
Последнее название - страшноватенькое...
И есть отчего. Это растение полузасушливых мест очень любит расти на пастбищах и в местах перегона скота. Если подножного корма маловато, скот, особенно верблюды, его жрёт, несмотря на горький вкус, и напрасно это делает - могильник ядовит во всех своих частях. И не просто ядовит!
В нём содержится огромное количество алкалоидов, вызывающих у животных и людей своего рода наркотическое опьянение, галлюцинации, периодические приступы возбуждения, мышечную дрожь, конвульсии, а при больших дозах - смерть.
Местные жители во всех странах, где могильник растёт, используют его в народной медицине. Во-первых, его применяют, чтобы вызвать искусственный выкидыш у юных, забеременевших вне брака бедуинок.
Во-вторых, экстракт из него используют в качестве обезболивающего, особенно при зубной боли. Ну правильно, когда у тебя конвульсии с галлюцинациями, тут уж не до зубов!
И, в-третьих, могильнику приписывается свойство отпугивать злых духов и демонов. Естественно! Покажите мне демона, который не решит держаться от цветочка с таким набором свойств подальше!!!
Разумеется, такое изобилие растений заставило и некоторых животных выбраться на поверхность - и попасть в объектив фотоаппарата. Высыпаю подряд.
Геккончик? Нет, не геккончик, оказывается. Видимо, Mesalina (ох, ну почему сегодня так везёт на исторические ассоциации?), מדברית.
Голубянка:
Совсем крохотная, примерно с сантиметр, может чуть больше, незнакомая мне бабочка:
Её крылья на зелёном фоне просто горели огнём:
Ну вот, она уже стала знакомой (благодаря помощи
kotbegemot - это Блестящий червонец (Thersamonia thersamon).
А вот здесь кто-то пировал. Куча разгрызенных ракушек:
Словом, жизнь во всевозможных её проявлениях. И тут же, рядом - следы человеческого присутствия девятитысячелетней давности, и трёхтысячелетней давности, и присутствия совсем современного - в виде вереницы джипов всех марок и людей всех возрастов...
Господи, в какой же клубок мы все завязаны и затянуты - пустыня, зима, лето, солёный ветер с далёкого моря, цветы, колючки, бабочки, ящерицы, лисы, улитки, орлы, люди...
Впрочем, оставим это...
Негев цветёт! И увидеть это можно будет ещё с пару недель.