"...Именно анализируя события нашей недельной главы «Бой», мы постигаем непреходящую истину о возможности, необходимости и незаменимости раскаяния. Раз фараон, нееврей и такой великий грешник, имел возможность совершить тшуву даже после того, как Б-г ожесточил его сердце, само собой разумеется, что ее может совершить каждый еврей, чья душа - «часть Всевышнего», которая остается верной Б-гу даже тогда, когда человек грешит.
Б-г ожидает раскаяния каждого еврея, включая тех, кто отошел от Него так далеко, что о них говорят: «И Ты повернул их сердце вспять» (Млохим I, 18: 37). Как объясняет Рамбам в «Законах раскаяния», эти слова означают, что Всевышний отнял у них возможность раскаяться. Однако и в данном случае это всего лишь внешнее состояние и когда грешник захочет раскаяться, добровольно и сознательно, по-настоящему, он будет прощен сразу же, мгновенно. Ибо Всевышний - «милостивый и много прощающий», как мы называем Его в молитвах, и «не кончилось Его милосердие» (Эйха, 3: 22)."
http://avroomwolff.livejournal.com/57943.html?view=224599#t224599