Пятница, вечер - любимый отрезок времени в суете ускользающих друг за другом дней. Медленно топаешь с работы домой, специально выйдя из автобуса на несколько остановок раньше, оставляешь в беспорядке свои сапоги и сумку в прихожей, не глядя достаешь из холодильника йогурт и остатки сыра, долго ходишь по дому из комнаты в комнату, всё ещё в костюме и с отстатками помады на губах. Потом всё-таки натягиваешь на себя растянутый свитер и старенькие джинсы, нажимаешь на пульт телевизора, включаешь ноутбук, с шумом падаешь на диван в холодной гостиной. Делаешь глубокий вдох и закрываешь дверь в прошедшую рабочую неделю - ты заслужила выходные.
*****
Как всегда, мне хотелось написать о чём-то совсем другом. Но отмеряя метр за метром в направлении дома, я думала о хороших людях в моей жизни. Можно, тут я их и вспомню?
В силу того, что 30% своей жизни я курсирую из пункта А в пункты В и С, ночуя в отелях, встречая новый день в кафе аэропортов и вокзалов, отправляя открытки с энных почтовых отделей и подолгу разговаривая с навигатором (её зовут Эльза, к слову), часто слышу вопросы про разницу в менталитетах, про различиях в характере и поведении людей, в зависимости от их национальности, социальной принадлежности и культуры.
И всякий раз, когда слышу, как люди делятся своими впечатлениями и опытом на эту тему, мне хочется закрыться в туалете, выпить годовую норму валокардина и рыдать в голос. У одних все цыгане - воры, у других - американцы с уровнем IQ ниже плинтуса, у третьих - русские с хроническим алкоголизмом. Дальше идут немцы с поголовными фашистскими генами, испанцы - лежебоки и лаботрясы (у них пожизненная сиета, ага), турки бьют своих женщин и ужасно жестоки, а финны - рот на замок и мокни в сауне. Одни только китайцы молодцы, ибо трудятся как вечные двигатели, но чего с них взять - страна движется к светлому социалистическому будущему.
Когда людей засовывают в стереотипы и бородатые анектоды, я начинаю нервничать. Ибо встречала в своей (пусть и недолгой) жизни гениев и откровенных дебилов всех национальностей и цветов кожи.
Начну с последних, потому что по сценарию Добро призвано побеждать Зло. Я помню придурков, которые украли у меня кошелёк с документами и маминым любимым фото в московском метро в час пик. В памяти живёт ещё и таксист, который содрал с меня в Париже тройной тариф, быстро собразив, что я только с трапа самолёта и совсем не бум-бум в местных расценках. А официантка в ресторане в Амстердаме, которая услышав мой русский акцент, напрямую спрсила: "А даме конечно водки?" И моя немецкая дура-профессор, изводившая меня два года подряд только потому, что в её книге я нашла ошибку (умные люди молчат конечно в таком случае). Незаслуженные обиды, твёрдые, как камень, комментарии, не поддающиеся разуму поступки. Хм...
Вспоминать эти гадкие и, слава Богу, мимолётные эксцессы всегда трудно. Память - умная подруга: она сама фильтрует события моей жизни, оставляя в своих сундуках душевное и тёплое. Поэтому про красивых людей я могу рассказывать часами. На них мне и правда везёт. То ли кто-то свыше ставит вердикт, что девочка я хорошая и безобидная, и щедро дарит мне такие встречи. То ли элементарно срабатывает эффект бумеранга, и я в ответ получаю то, что посылаю в огромные окна Вселенной.
Но в целях краткости примерами людей высшей моральной категории я тоже ограничусь. Взять хотя бы уборщицу Касю, немолодую уже женщину, которая приходила убирать служебную квартиру, в которой я неделю назад жила в Варшаве. Моей бабуле от Каси летят тёплый пояс от радикулита и маленькая иконка из известного в Польше монастря. Есть ещё наш дворник, дядя Митя, мужчина без возраста и тихенький алкоголик, работающий на этом посту наверное больше, чем мне лет. Приезжая к маме, я всякий раз слушаю по утрам, как дядя Митя шаркает метлой или лопатой по асфальту у подъездаи, и понимаю - я дома.
Огромный армянин Гарик, продававший овощи и фрукты на рынке в Одинцово, говорун, любитель красивых женщин, не отпускавший ни одну покупательницу без огромных персиков и самого лучшего винограда. Молчаливая Хэльга, у которой мы каждую осень в Альпах покупаем молоко и мой любимый сыр с тмином. Грузинка Пация, которая каждый год набивала наши чемоданы ароматными сухофруктами и бутылками с ткемали, когда мы возвращались с летнего отдыха домой. А сколько людей мне элементарно помогли найти нужную улицу, не опоздать на поезд, не потеряться в дороге - никто ведь не спрашивал о моей национальности и классовой принадлежности. Я не буду говорить про моих виртуальных друзей из Сети, присылающих свои тёплые открытки и какие-то посылки-сюрпризы, открывая которые хочется танцевать на радуге и мурлыкать.
Добро не учило в школе географию и не умеет вешать на людей ярлыки. Оно просто хлопает тебя по плечу, когда нужна помощь, когда его совсем не ждёшь или когда с кем-то хочется разделить свою радость. Всё сложное, как всегда, очень просто.
Поэтому когда вам в следующий раз захочется рассказать кому-то, что в Турцию вы больше не поедите, потому что там сумасшедшие русские туристы не дают спать по ночам, и в Прибалтике нас тоже не любят, спросите себя, а любите ли людей вы? Может быть, вы просто давно не улыбались, не обнимали кого-то от чистого сердца, не слышали самых главных слов. А кто вам их скажет - разве это важно? Ведь Добро всё равно сильнее незаслуженных обид и дурацких стереотипов. Это не я вам говорю. Это так в сценарии написано. И с этим не поспоришь...