Оймякон - туда и обратно (март 2017 года)

Apr 10, 2017 22:14






Хочу вкратце рассказать о своей очередной поездке на свою малую родину, которая состоялась в конце марта этого года.

В момент моего прибытия в Томтор до начала основных  мероприятий, проводимых в рамках фестиваля «Полюс Холода», оставалось еще больше суток. Тем не менее, меня сразу же пригласили в школу, где проходил учительский форум «Путь к успеху». В мероприятии принимали участие не только местные учителя, но и педагоги из других улусов. Были также гости из Якутска, Москвы, а также Южной Кореи и Китая.






Выступление Афанасия Ивановича Ноева - заместителя генерального директора ОАО «Медиа-Холдинг Якутия».






Гость из Южной Кореи, преподаватель Университета иностранных языков Ханкук, профессор Канг Дуксу.




Руководитель литературно-краеведческого музея Томторской средней школы Мария Поликарповна Боярова с гостями из Москвы - представителями издательства «Русское слово».




Директор школы Алена Владимировна - один из главных организаторов  проведения форума.




Почти в каждом кабинете проходили различные выставки, мастер-классы, открытые уроки.










Библиотекарь школы Мира Григорьевна Томская.




Как правило, многие представленные на выставке поделки, были связаны с местным фольклором.  Например, эти куклы.




Согласно одной из оймяконских легенд, как-то зимой, очень-очень давно, ехали по Лабынкыру (эв. Намымкр)  кочевники.  Вдруг они увидел торчащий из-подо льда рог. Недолго думая, несколько молодых людей решили его спилить. И это, даже несмотря на то, что одна пожилая пара из их каравана была против этой затеи.




Старики пытались отговорить юношей, но ничего не добились.  В конце концов они махнули на всех рукой и поехали к берегу, чтобы разбить лагерь. Как только старики добрались до места стоянки, лед на озере начал разрушаться. Почти все, кто остался там, утонули. Выжил только один младенец. Его люлька каким-то чудом не была раздавлена льдинами и была подобрана стариками, которые и вырастили этого ребенка.

Куклы эти на удивление были очень реалистичны, но целостной картины не было. На мой взгляд, если бы эти творения были представлены как часть диорамы, то выглядело бы еще лучше.

«Ювелирка»




Сувенирные куклы, сделанные подопечными учителя Томторской СОШ Инги Ивановны Кузьминой.




Изделия из конского волоса




Утром следующего дня начались праздничные мероприятия, но посетил я, можно сказать,  лишь открытие. На фото Хранитель Холода Чысхаан и его свита.









Руководство Оймяконского улуса с почетными гостями праздника.




Глава Оймяконского улуса Михаил Захаров и глава Якутска Айсен Николаев.








Далее в программе - встреча участников ралли-рейда «Полюс Холода», соревнования, концерты, шоу-парашютистов из Хабаровска, конкурс  «Мисс Полюс Холода» и т.д.





















Также прошла фотовыставка «На фронт через Полюс Холода» (посвященная 75-летию легендарной трассы Аляска - Сибирь) и научно-практическая конференция «Природа и люди Полюса Холода» (под эгидой Русского Географического общества).  
Кроме того, администрацией улуса были подписаны ряд соглашений с различными организациями, в том числе и иностранными.












Программа второго дня фестиваля была не менее насыщенной,  однако мы с родственниками предпочли отправиться на рыбалку на  озеро Алысардах Сордоннохского наслега.  Компанию нам составил  один из экипажей ралли-рейда «Полюс Холода». Кроме машины у нас был еще и снегоход - крайне удобно, когда необходимо перемещаться из одного конца озера в другой.




Нынче снега довольно много, поэтому лед был не такой толстый, сантиметров семьдесят. Рыба клевала отлично, особенно окуни. Полосатики были в основном такого размера, ну или чуть больше.






А вот щука на этом водоеме действительно зачетная - почти все пойманные экземпляры были около 95-98 см (весов с собой не было, но примерная масса каждой рыбы около 5-6 кг). Как нам сказали, это далеко не предел. Несколькими днями ранее местными рыбаками был пойман «крокодил» массой 18 кг.  Они также посетовали, что порою некоторых щук  нереально вытащить - рыба рвёт любую леску. В конце концов  пришли к выводу, что лучше использовать самодельные снасти, хотя мне кажется, что с выбором троса новаторы малость перебрали.




У нас таких случаев (имею в виду сходов, срывов) не было. Щуки, конечно же, здорово сопротивлялись, но, тем не менее, благополучно выуживались. В отличии от предыдущих вылазок на Алысардах, нынче мы подготовились чуть лучше.  Буквально накануне поездки, от использования лески решили отказаться, предпочли плетенку (10 кг), которую для верности сложили в 3-4 нити, немного скрутили и закрепили "Моментом". Получилось вроде неплохо. Поводки  же были титановые, с разрывной нагрузкой на 25 кг., крючки Оwnerовские.












Рыбалка, бесспорно, увлекательнейшее занятие, однако у нас были еще и другие планы. Мы решили посмотреть своими глазами на лечебный источник Сытыган-Сылба - место, где издавна лечили свои недуги оймяконцы.
Расположен он в километрах десяти от озера. Выехали на снегоходе. Правда, езда по бугристой местности нас всех изморила, в особенности тех, кто устроился на санях.




Чем ближе мы подъезжали к Сытыган-Сылба, тем больше становилось оленьих следов. К сожалению, самих животных не встретили.




Прибыв на место, поняли, что смотреть тут особо не на что. А летом, наверное, совсем по-другому. Только вот добраться нельзя, разве что на лошадях или вертолете.




Топоним «Сытыган-Сылба» переводится с якутского как «гнилая (тухлая) медленно текущая (вода)». Первоначальное же название (эвенское) почти позабыто - Хуксичан (эв. Һуксичан), т. е. горячий. Вода здесь действительно теплая, и зимой и летом. Эх, был  бы с собой термометр, можно было бы сделать снимок прибора, опустив его в воду.






Начиная с 20-х годов прошлого столетия (была даже построена небольшая избушка), вплоть до недавнего времени неоднократно поднимались вопросы о создании в Сытыган-Сылба лечебницы. Но по причине отдаленности от населенных пунктов (около 100 км), отсутствию ведущих сюда дорог, а также слишком малого размера источника почти все эти предложения так и остались на бумаге. Разве что, вроде как в конце 1960-х годов здесь построили небольшой домик, привезли и установили ванну для принятия водных процедур.




На одном из металлическом листе (то ли от обшивки самолета, то ли ступени ракеты) довольно аккуратно была выцарапана надпись «Здесь были на курорте», а далее шел список из десяти имен - Аммосов Власий Максимович, Аммосов Иннокентий Иннокентьевич, Атастырова Татьяна Егоровна, Скрыбыкина Татьяна Иннокентьевна, Скрыбыкина Анна Тимофеевна, Винокурова Фекла Егоровна, Иванов Петр Дмитриевич, Атастыров Дмитрий Захарович, Аммосов Гаврил Николаевич. Дата - с 5 по 20 июня 1969 года.




Ниже тоже было много разных подписей, оставленных уже позже - в  1970, 1971, 1983, 1984, 1990 годах.




Избушка, как вы сами видите, была в негодном состоянии, а ванну и вовсе не нашли. Видимо, она была укрыта снежно-ледовым куполом, образованным от испарений.




Первым из ученых в Сытыган-Сылба побывал Сергей Владимирович Обручев, в ноябре 1926 года. В своих дневниковых записях он написал следующее:

«…Источник вытекает из моренного холма ленивой струйкой. Несмотря на то, что мороз держится ниже 40 градусов, температура источника +26 градусов, а вокруг него на камнях сосульки. Вода сильно пахнет сероводородом и на вкус омерзительна. Население давно лечится этой водой от ревматизма и кожных болезней, приезжая сюда, чтобы на час-два опустить в источник руку или ногу. Лечат и скот, собирая глину у источника и прикладывая ее к больному месту».

К слову, воду из источника употребляли также при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.




В метрах пятнадцати от холма, вода остывает, образуя приличного размера наледь.




Сделав на её фоне памятный снимок, мы вернулись на Алысардах, а затем оттуда поспешили в Томтор, так как с утра был запланирован отъезд в Якутск. На этом все.



репортаж, Оймякон, Якутия, Полюс Холода, рыбалка, путешествия, праздник, Томтор

Previous post Next post
Up