Нет человека в Якутии, который бы не знал имя Василия Манчаары. Он считается национальным героем, якутским Робин Гудом, благородным разбойником...
Имя Манчаары вошло в многие якутские литературные произведения. В его честь проводятся республиканские соревнования по национальным видам спорта, существует фонд имени Манчаары, функционирует республиканский центр национальных видов спорта им. В. Манчаары, в советское время была даже газета, которая так и называлась - "Манчаары". Его именем названы улицы в Якутии, в том числе и Якутске, в Нюрбе планируется установка памятника этому человеку... В общем, как-то так. Но действительно ли его можно называть героем? Давайте попробуем разобраться.
Справка из
Википедии:
Василий Слободчиков (Фёдоров), или Манчаары (06.1805-08.11.1870) - якутский национальный герой, выступивший против гнёта местных феодалов. Широко известный сказитель и запевала, мастер импровизации. Образ Манчаары был неоднократно освещён в русской, якутской и советской литературе.
В молодости богатый родственник Фёдорова, В. Слободчиков-Чоочо унизительно наказал его за незначительный проступок. Фёдорова высекли на площади, что у якутов равносильно лишению чести, а потом отправили в тюрьму и на каторжные работы в Охотский солеваренный завод. Манчаары решил отомстить Чоочо.
В 1830-1840 годах Манчаары был руководителем стихийных возмущений бедноты против социальной несправедливости, отнимая богатство у богатых, раздавал его бедным. Известно, что он с товарищами совершил 18 набегов только летом 1833 года. Его вместе с сообщниками неоднократно ловили царские власти, которые называли его разбойником и грабителем, но он совершал побеги из тюрьмы.
В 1847 году Манчаары приговорили к 10 годам тюремного заключения, прикованным цепью к стене. По окончании срока он оставался прикованным ещё 2 года, до 1859 года. После этого его выслали на поселение в I Бордонский наслег, где он и скончался.
Начнем с его "незначительного проступка". Известный историк Г.П. Башарин (2003), опираясь на архивные данные, а также труды Алексея Елисеевича Кулаковского о Манчаары (больше имеющей фольклорную ценность, чем историческую), приводит две версии того, за какое преступление в первый раз был наказан этот человек.
Версия первая. В 1822 году Манчаары "угнал одну кобылу и воспользовался её мясом". Подобное преступление он повторил в 1828 году - он увел лошадь у некой Поповой, но вскоре был пойман Чоочо, который был ему не только родным дядей, но главой наслега. Чоочо подверг Манчаары телесному наказанию и забрав у него 10 голов скота, передал их пострадавшей в качестве возмещения. По данным А.А. Борисова (2010), всего же в хозяйстве Манчаары в то время было около 30 голов, а также около 12 гектаров сенокосных угодий, то есть он был далеко не беден. Опозоренный Манчаары решил отомстить и начал поджигать запасы сена, резать скот, за что был снова арестован.
Версия вторая. В 1828 (1829) году, прогуливаясь "под хмельком" по Малобазарной улице Якутска, он встретил "нарядную молодуху, с которой имел амурные дела". Он хотел её обнять, но та сильно оттолкнула его, так как следом шел её супруг. Отвергнутый Манчаары случайно сорвал её головной убор и как раз этот момент и застал муж той женщины. Василий сразу убежал, а супруги написали на него жалобу. Перепуганный молодой человек ускакал домой, а потом и вовсе спрятался в лесу, когда за ним приехал нарочный казак с повесткой. Башарин уточняет, что в архивных документах указано, что тогда Манчаары судили за отнятие денег. А это скорее всего было связано с тем, что подсудимый "мог предпочесть обвинение в отнятии у чужой женки денег признанию в измене своей жене".
"... Манчаары с большой охотой посещал свадьбы, ысыахи, сходки, неводьбу и т.п. сборища людей, любил частенько приезжать в г. Якутск, где вволю "гулял" с товарищами. Он рано научился пить водку и любил поволочиться за городскими и улусными молодухами..."
А.Е. Кулаковский "Манчаары"
В общем, до 1830-го Манчаары судили минимум 3-4 раза, после чего он был сослан в Охотск на работы на солеваренный завод, откуда сбежал через 2 года. Вернувшись в родной наслег, он начал заниматься грабежами. Нападал обычно ночью и избивал всех, кто был в доме, особо ретивых сажал на горящие угли и угрожая расправой отбирал имущество. Только за лето 1833 года он угнал 49 голов крупного рогатого скота, сжег 51 стог сена весом примерно в 15 тыс. пудов (это около 240 тонн кормов, заготовленного вручную усилиями десятков людей). Он спокойно мог пристрелить чужую скотину, чтобы взять оттуда только "жирные внутренности".
Как-то "благородный разбойник" решил в очередной раз проучить своего дядю. Зная, что Чоочо нет дома, а все его работники находятся на сенокосе, он пришел к ним в усадьбу, где не только изъял из погреба "примерно до 4-х пуд масло", но и заставил дочь Чоочо Степаниду "скинуть шубу, постлать на пол и лечь, потом с страшными угрозами, наказывая её, заставлял божиться никому не сказывать". И подобных задокументированных "подвигов" Манчаары, которые наглядно показывают его жестокость, было немало.
"...Когда Павлов Г.Б хотел встать, то грабитель ударив его по голове пальмою, повторял голаго по спине и плечам, держа в другой руке ружье; сам же обратясь к жене и ударив её пальмою, велел ей встать и посадил рядом; потом бил работника Николая Григорьева и воспитанницу Екатерину Павлову и посадив всех вместе, говорил, что он пришел зная о богатстве его...
...а когда двое товарищей собирали и укладывали вещи, то он ругая его и стращая убить, велел стать перед иконою и божиться, диктуя сам всякое проклятие, чтобы о сем посещении не говорить..."
РГАДА, Ф.86 деп., 1 отд. сената, В. 963, Д.62, ЛЛ. 52.
"... Бил по голому телу Колосова пальмою столько, сколько ему было угодно, притом, раздувая огонь, приказал сесть на оный, говоря, что он пришел к нему по известному богатству и требовал денег....
... выходя из амбара и застрелив лежащую собаку родовича Пинигина, развязал Колосова и увел в лес, где привязав к дереву бил по голому телу пальмою, палкою и волосяным арканом для того, чтобы не говорил никому о том.
...По заключению штаб лекаря Явловского, у Колосова на левой стороне верхняя губа пересечена и сим же ударом во рту вышиблено пять зубов, на голове рана, пересеченная пальмою, в правой руке три раны, на плечах две и ниже поясницы одна, спина избита до багровости..."
РГАДА, Ф.86 деп., 1 отд. сената, В. 963, Д.62, ЛЛ. 41-46.
Федоров А.В. Пластина «Василий Манчаары»
Бивень мамонта Объемная, рельефная и сквозная (
источник фото)
Как правило, Манчаары не действовал в одиночку. В качестве помощников он набирал бедняков, которых заманивал в свою команду как кнутом (например, Михаила Ильина Тарагая или Романа-Омуна), так и пряником (например, "Сенька" Семен). У него не было постоянно организованной группы людей, и почти каждый раз он совершал налеты с новыми напарниками. Без поощрений с его стороны не обходилось. Манчаары вынужден был делиться с подельниками частью нажитого добра. Поэтому частично оттуда и пошли легенды о том, что мол, он раздает всё награбленное бедным. Подавляющее большинство людей, получивших от Манчаары что-либо, числились его соучастниками (всего 43 человека), за что многие из которых были позднее жестко наказаны розгами, тюрьмой и т .д., то есть они сами не были ради, что связались с бунтарем.
У Василия Федорова не было какой-то идеи сделать жизнь бедняков лучше, он не стремился к какому-либо социальному равенству, не пытался объединить народ для борьбы с баями. Многие историки признают, что все время в основном им двигала лишь месть своему дяде.
Справедливости ради стоит сказать, что Слободчиков Василий Федорович (Чоочо) действительно был довольно мерзким человеком. Очевидно, что своим скотским отношением к людям, и в особенности юному Василию, дядя сам не ведая того, взрастил из сироты жестокого врага.
"Чочо несколько раз пытался образумить парня, но ничего из этого у него не получалось. Пробовал и задобрить его, обещал подарить ему молодого коня, если племянник будет почтительным и благоразумным. Но Манчары не поддавался на уговоры и посулы".
Софрон Петрович Данилов, "Манчары"
Поэтому можно даже отчасти оправдать сидящую в Манчааре злобу, которая в тяжелейших условиях тюрем, разросшись, въелась ему до костного мозга. Можно также восхищаться его неукротимым стремлением к свободе, его безграничной любовью к родным местам (куда он возвращался каждый раз после побегов) или тем, что во время своих нападений он никого не лишил жизни...
Но в то же время, пора бы научиться отделять зерна от плевел и понять, что возведение этого человека в ранг национального героя - это перегиб, появившийся в свое время лишь благодаря советской пропаганде и литературным произведениям, где многие вещи совсем далеки от истины.