Путешествие в детство.

Aug 22, 2014 16:25

Где-то слышал, что любой человек очень тесно связан с местом, где рожден и причиной тому является вода, из которой он состоит на 70%.  Якобы в ней уже с момента появления индивида на свет, записывается защитный код энергетики родины и чтобы обновить его, надо обязательно время от времени туда возвращаться. Не знаю, правда это или вымысел, но признаюсь, что когда бываю в Оймяконе, мой внутренний мир, как мне кажется, становится более гармоничным и наполненным. А может просто от того, что все здесь вокруг связано с воспоминаниями из детства.

У каждого из нас на свете есть места,
Куда приходим мы на миг отъединиться,
Где память, как строка почтового листа,
Нам сердце исцелит, когда оно томится.

Начало путешествия в Оймякон, как правило,  началось с переправ  -  сначала через Лену, затем и Алдан.

Типичное для алданского парома расстояние между машинами. Нередко на паром загоняют такое количество автомобилей, что невозможно бывает выйти из салона.

Современным Желым прижимом туристов не напугаешь - дорога стала раза в два, а то и в три шире.

Перед Черным прижимом пришлось минут двадцать простоять из-за дорожников.

Пейзажик неподалеку от участка Заячья Петля. Можно считать, что приехали. На удивление, погода ясная, хотя всего лишь день назад небо здесь было беспросветно затянуто темными тучами.

А вот и Томтор.

Заметил, что чуть правее, на месте проведения Ысыаха и фестиваля "Полюс Холода" появились новые постройки - 8 юрт (видимо по количеству наслегов).

То, что дожди лили без остановки, видно сразу. Обычно на этом месте всегда бывало сухо, сейчас же без сапог не пройдешь.  Кстати, само название "Томтор" переводится с якутского как холм или возвышение, то есть другими словами, наводнения здесь редко когда пугали население. А нынче всё немного иначе.

Дома у мамы ничем особенным и не занимался, так, по мелочи - кое-где вбил пару гвоздей, что-то куда-то перетащил и всё в таком духе.

Как всегда, под крышей дома поселилась семья белых трясогузок (Motacilla alba). Интересно, что этот чумазый желторотик довольно продолжительное время как бы следил за мной.

Не поверите, я направился в один конец двора - он за мной, иду к бочкам с водой - он следом, зашел в амбар - а он сидит у входа и чирикает. И так, почти целый день он перемещался за мной как привязанный. Никогда не замечал такого поведения у птиц.

Еще один дворовый шпион - паук-волк (Lycosidae).

Огородом мама нынче не занималась. Разве что посадила  с десяток растений свеклы и немного морковки. Зато собрали неплохой урожай черной смородины. Она не сортовая, а дикая. Помню, как-то  привезли  с отцом несколько кустиков, когда ездили на охоту и теперь разрослись они очень сильно.

А на заброшенных грядках теперь властвуют сорняки - марь белая (Chenopodium album) и горец птичий (Polygonum aviculare).

Зато из-за избыточной влажности почти нет злостного врага местной  растительности - сибирской кобылки (Gomphocerus sibiricus). Самцы отличаются от самок не только булавовидными усиками, но и тем, что их передняя пара ног имеет грушевидные вздутия. Из-за этой особенности в детстве мы называли этих саранчовых "боксерами".  Ловили их обычно для рыбалки на хариуса.

Это личинка кобылки. Видите, крыльев еще нет, только зачатки.

Один вечер был посвящен установке памятного креста. Вкратце предыстория такая. На нынешнем фестивале "Полюс Холода" побывала  француженка Патрисия Шишманова (Patricia Chichmanova), известный путешественник, журналист, фотограф. Она посетила здесь школьный литературно-краеведческий музей. История строительства трассы Хандыга-Магадан очень её взволновала, что через некоторое время она попросила от имени её мужа установить здесь памятный крест несправедливо осужденным жертвам ГУЛАГа. Чтобы еще более подтвердить серьезность своей просьбы, она выслала пять тысяч рублей, так  что деваться было некуда.
      По просьбе мамы, мой брат Иван, мастер по дереву, сколотил добротный крест и мы с его коллегами установили его неподалеку от стелы "Полюс Холода". Довольно проблематичным оказалось перемещение лежащего неподалеку валуна. Он весил примерно полтора центнера, может чуть больше, но его обтекаемая форма заставила нас сильно  попотеть. В конце в концов проблему разрешили с помощью трактора.

Где-то через неделю после моего отъезда, мужики докончили работу, сделав  на валуне надпись "Низкий поклон строителям Колымской трассы от Болгарина".  Как говорится, миссия выполнена.
       Побродил как-то с сестрами по окрестностям Томтора в поисках ягод и грибов. Если честно, в основном-то собирали они, я же лишь "поддерживал моральный дух" нашей команды и занимался фотосъемкой (в основном "макрушничал").

Ягод нынче выросло видимо-невидимо! Особенно много княженики (Rubus arcticus), название которой в дословном переводе с якутского звучит совсем неаппетитно - собачья пятка (ыт тинилэ5э).

Красная смородина (Ribes rubrum)

Голубика (Vaccínium uliginosum)

Брусники (Vaccínium vítis-idaea) тоже было много, но к сожалению была еще незрелой

А это несуразное строение некогда было нашим "штабом". Соорудили его с другом наверное в классе 4-м или 5-м. Только вот совсем оказывается не помню, как мы умудрились так высоко забить  жердья. Прошло четверть века, а "штаб" еще стоит.

Лишайник через макрообъектив выглядит очень даже загадочно

Интересно было поснимать и мхи.

Еще одно свидетельство недавних затяжных дождей.

Но для некоторых наступили настоящие золотые дни. Например, для водяных клопов - водомерок (Gerridae). Они настоящие хищники. Как только на водную поверность падает какое-нибудь злосчастное насекомое, клопы подбегают к нему, чтобы  впрыснуть в его тело яд-паралитик и разлагающие ткани вещества.

На лугу тоже кипела жизнь.

Было очень много шмелей, стрекозок, бабочек...

...и конечно же комаров... Кстати,  может кто не знает - кроме крови, комары могут питаться еще и нектаром. Но одними цветами сыт не будешь. Поэтому табуны лошадей выходить за пределы поселка совсем не хотят.

У коров свой метод защиты от кровососов - они щиплют травку на открытой местности. Здесь гнуса гораздо меньше.

Вот и грибы. Маслят совсем не было, зато много было вот таких несъедобных видов.

Это вроде как сыроежка, но на тот момент я не знал этого, так что грибочек уцелел.

Выйдя на полянку набрали пакет шампиньонов. Больше брать не стали так как  чистить их сплошная морока.

А это моя тётя Надя. Все дни моего пребывания в Томторе она баловала меня всякими вкусностями. Редко кто умеет так искусно готовить выпечку, как она. Кстати, она - первый мой наставник по фото.

Съездили с братом Иваном (писал о нем выше) на озеро Алысардах. Окунь клевал как из пулемета, взяли и несколько хороших щук.

Наш самый юный рыбак так сильно увлекся поимкой "полосатиков", что умудрился несколько раз набрать полные сапоги воды. В конечном счете отец посадил его на плечи, откуда он и продолжил свое любимое занятие.

Затем решили поехать за хариусами. Нашим рыболовным гидом выступил Константин. Рванули на моторке вверх по Куйдусуну.

Вода была большая и я даже стал немного сомневаться в успешности нашего мероприятия.

Однако Костя был уверен, что без рыбы не вернемся. И он не ошибся. На месте впадения небольшой речушки в Куйдусун, на границе чистой и грязной воды на поплавок надергали хариусов. "Клевый" участок был небольшой - шириной где-то с метр и длиной около 5-6 метров. Брала  рыба исключительно со дна. Все мои попытки поймать что-то на спиннинг провалились. Думаю от того, что было слишком сильное течение и блесенки не успевали погрузиться на нужную глубину.

А это уже другое место, торчали тут недолго, рыбка совсем была мелкой, но всё же на жарёху наловили и довольные как слоны вернулись домой.

Побывал и в Ючюгее. К этому месту у меня особое отношение. Каждый раз во время каникул я приезжал сюда и гостил у бабушки и тети Акулины, а до школы и вовсе жил здесь почти круглый год.

В то время поселок был совсем иной. Домов было меньше, люди знали друг друга гораздо лучше, поэтому Ючюгей был как одна большая семья.

Недаром, мой двоюродный дед, известный якутский писатель Н.М. Заболоцкий-Чысхаан, посвятил этой местности целый сборник рассказов, который так и назывался "На земле Ючюгея".

Бабушка жила не в самом селе, а за речкой. Чтобы попасть туда, надо было сначала пройти через старое кладбище. В то время телефонной связи здесь не было, поэтому иногда меня использовали как посыльного. Я ужасно боялся этого места, особенно вечером.

Прикрыв ладонями уши и глядя только себе под ноги, я что есть мочи пробегал мимо могил и успокаивался только перейдя через этот мостик.

Заброшенная совхозная ферма. Мы любили залезать на его крышу и наблюдать сверху на то, как загоняют внутрь несчетное количество коров. Когда это занятие надоедало, мы спускались и собирали из открытых мешков с комбикормом кусочки мела, чтобы потом поиграть в учителей или просто порисовать.

А вот и бабушкин домик. Сейчас уже давно тут никто не живет. А тогда мне всегда казалось, что приехав сюда, я попадаю в волшебный мир. Сказки о чучуне, чечёккях, селликюнах, дэриэтинньиках, говорящих лошадях и абаасы будоражили мое детское сознание, пугали и в то же время вызывали дичайший интерес.

Наше любимое дерево. Под его кроной мы с сестрой проводили очень много времени - играли, объедались голубикой или просто представляли, что дерево нас понимает и делились с ним своими самыми сокровенными мечтами. И даже сейчас, появилось ощущение, что увидев, как я его фотографирую, оно приветливо помахало мне своими ветвями.

На следующий день выпал дождь. К счастью продолжался он недолго.

Как только тучи рассеялись, мы с братом Павлом, его женой, а также нашим зятем отправились на рыбалку. Такие вылазки у нас уже стали традицией. Каждый год мы ездим на близлежайшие озера, чтобы подергать там щук.
        В этот раз отправились на озеро Буоссук, что в 5 км от Ючюгея. Переправившись через речку,  мы добрались до желанного водоема.

Зная, что все равно рыба от нас никуда не денется, походил вдоль озера и сделал несколько пейзажных снимков.

Все же что осталось от старой фермы, которая функционировала здесь примерно в 40- 50-х годах прошлого века.

Буоссук всегда окружал какой-то ореол таинственности. С малых лет я постоянно слышал истории о произошедших здесь "случаях" (именно так называли народные страшилки). Наиболее часто рассказывали об охотниках или рыбаках, которых какая-то неведомая сила (или в другом варианте "крепкая волосатая рука") вышвыривала вон из палатки. Считалось, что такому человеку жить оставалось совсем недолго. В качестве доказательств назывались конкретные имена и фамилии бедолаг, попавших в "черный список" хозяина местности.

Здесь, в зарослях водорослей щуки было дикое количество. Клевала рыба почти на каждом забросе. Протестировав весь арсенал блесен, к никакому выводу так и не пришли - хищники хватали все, что двигается. Щука в озере была не очень крупной, но зато жирной, а значит вкусной. Ушица из неё получилась отменная.

Там же на месте почистили всю пойманную рыбу.

Ближе к вечеру над нами нависла небольшая темная тучка. Немного попугав нас своим грозным видом, она отплыла и пролилась где-то в другом месте.

Пока стояла ясная погода, помог родне с сенокосом.

В первый день сгребали сено в копна, второй день посвятили косьбе. Учитывая, что еще до меня два человека косили дня три,  сена должно было хватить на добротный стог. Однако через пару дней после нашего субботника снова зарядили затяжные дожди и весь наш труд пропал даром - всё унесло наводнение. Узнал об этом только в Якутске. Жалко.

Перед отъездом из Ючюгея снова побродил по заветным местам.

Раньше тут проходила довольно изъезженная дорога, которая вела к летне-трудовому лагерю "Кыталык". Сейчас все поросло ячменем гривастым (Hordeum jubatum).

Этот мерзкий злак только до августа выглядит привлекательно, но потом от него уже нет спасения. Его семена моментально липнут к одежде и вызывают раздражение кожи (был очень сильно удивлен, когда вычитал, что некоторые садоводы целенаправленно разводят это растение, считая его декоративным).

А в основном ничего не изменилось. Я прошел немного в сторону и сделал небольшую остановку. Та же умиротворяющая атмосфера, какая была здесь много-много лет назад. Было чувство, что вот-вот услышу голос бабушки, который позовет меня покушать или попить молока... Просидел я довольно долго. Слушал жужжание шмелей, щебет птиц, наслаждался  ароматом луговых трав.

Кстати, о травах. Для любителей изгонять хворь народными методами здесь настоящий рай. Почти каждое произрастающее тут растение относится к разряду лекарственных. Это кровохлебка,  тысячелистник, подмаренник и еще много других видов. Может поэтому здесь дышится так легко?

Кровохлебка лекарственная (Sanguisorba officinalis)

Тысячелистник обыкновенный (Achillea millefolium)

Одуванчик обыкновенный (Taraxacum officinale)

Подмаренник настоящий (Galium verum)

Очиток пурпурный (Sedum purpureum)

На фото слева аконит или борец (Acоnítum sp.), справа - белозор болотный (Parnassia palustris)

Фоторассказ мой подходит к концу. Следующим утром за мной приехало такси, но уехать сразу в Якутск не получилось. О причинах этого писал тут. Позже вылетел из Томтора на самолете. Вот так вот. На этом всё.

P.S. Не упускайте возможности ездить на родину, видитесь с родными, и НИКОГДА не забывайте самые яркие и счастливые воспоминания из детства.