"Авиалесохрана" снова на страже леса.

Aug 17, 2014 19:47





Как-то я уже писал об этих ребятах, но показалось мне, что осталось все равно немало недосказанного. И вот, сегодня я постараюсь немного восполнить данный пробел.      

Встретился с "лесным спецназом" уже не как "левый" человек, а хороший знакомый. А последний факт, уж что ни говори, намного облегчает процесс съемки. Мы выехали в Маган, но не в сам аэропорт, как в прошлый раз, а чуть дальше (может от того, что было воскресенье), и уже оттуда отправились на пожар.








     Пожар был еще средний, но полыхал вовсю. Специалисты заметили, что к сожалению огонь успел перебраться через ручеек, а значит копать придется много.




Мы выгрузились, оттащили вещи на сухое место и разбили лагерь.


Ручей Чакыя


        Война войной, а все-таки хотя бы чаёк попить надо. Эдуард Гараничев - один из самых опытных работников Авиалесохраны, показывает мастер-класс по разжиганию костра. Объясняет, что перед этим важным делом дерн под местом для кострища должен быть обязательно снят. Ведь причиной очень многих лесных пожаров являются именно неграмотно разожженные костры.





     А это инструктор десантно-пожарной группы (ДПГ) Геннадий Бадеев. Он переговаривается по рации с экипажем только что прибывшего к нам на подмогу БЕ-200.


Громадная железная птица сделав над нами круг, улетела на забор воды.





        Краткая справка: Бе-200 - российский самолёт-амфибия (летающая лодка), разработанный ТАНТК им. Г. М. Бериева и производимый на Иркутском авиационном заводе. В 2008 производство Бе-200ЧС  перенесено на ТАНТК имени Г. М. Бериева. По ряду летно-технических характеристик не имеет аналогов в мире.
       Он является одним из наиболее необычных и многоцелевых самолётов. Модель Бе-200 разработана на основе и с использованием идей, заложенных в предшественника - амфибию А-40. Самолёт способен взлетать как с земли, так и с водной поверхности. Основными сферами применения являются охрана водных поверхностей, экологические миссии, тушение пожаров, перевозки пассажиров и грузов. Масса полезной нагрузки: 8000 кг груза, а также 12 м³ воды в баках (8 секций водяных баков, с возможностью одновременного или последовательного сброса. Максимальная взлётная масса с воды - 40000 кг, с суши: 42000 кг.

Мы же, оставив в лагере нашего повара, радиста и охранника в одном лице - Андрея  Сидорова, отправились на кромку пожара, расстояние до которой было около километра.


Пока шли, над нами снова прогудел Бе-200. Вскоре послышался какой-то свист.


           - Это он воду слил, - объясняет Геннадий - Так шумят открытые баки.
            Не знаю, попали ли пилоты в цель, но когда дошли до места, никаких признаков того, что где-то что-то потушено не было видно. Да оно и понятно, территория немалая, в дыму мы могли этого и не заметить.






        Ребята начали копать. К счастью, на данном участке делать это было относительно легко - корней было немного, да и песчаная почва в сосняке  сама по себе поддавалась без особого напряга.
         Инструктор шел впереди группы, время от времени делая на деревьях зарубки, вдоль которых должна будет пройти минерализованная полоса.




         Кстати, о должности инструктора -  естественно, что ими назначаются самые опытные квалифицированные кадры, прошедшие специальное обучение. К примеру, Геннадий работает в "Авиалесохране" с 1972 года! Каждый пожар индивидуален и есть множество факторов, которые определяют тактику для более эффективной ликвидации огня. Это рельеф местности, тип леса и его захламленность, погода, количество задействованных людей или техники и т.д. Поэтому здесь без опытного руководителя никак.




          Пока ребята махали лопатами, Бе-200 то и дело сливал неподалеку воду (наверное раз 5 или 6). Сфотографировать момент сброса воды никак не удавалось - мешали то деревья, то дым. Один раз слив произошел совсем неподалеку он нас, но вода в цель не попала. Мощная волна воздуха так раздула пламя, что зловредный огонь запылал с удвоенной силой. Мужикам пришлось заглушать его РЛО-шками.




         Вместимость РЛО с мягким корпусом обычно 20 литров. Воду набирают  в близлежащих водоемах, а при отсутствии таковых пожарные выкапывают в марях "колодцы". Зачастую расстояние от воды до кромки пожара бывает довольно приличным, так что всякие разные насосы и т.п. приспособления в "Авиалесохране" практически не используются. Всё вручную.










Без чувства юмора здесь работать сложно. Между делом мужики шутят про себя, что работа у них такая, что "летом без бабы, зимой без денег".


            К вечеру на пожар прибыл водяной бомбардировщик Ил-76П, способный  брать на борт более 30 тонн огнегасящей жидкости. Слив воду, он улетел обратно в Якутск и работы продолжились.








           Наконец, мы добрались до влажной мари на которой довольно много было клюквы. Поклевав ягодки и допив остатки воды из РЛО-шек, мы вернулись в лагерь, где нас ждал вкуснейший борщок от Андрея. Быстро поужинав, от усталости мы просто свалились с ног.








           Но работы еще не закончены. Было видно как разными окольными путями огонь перемахнул через влажный участок и оставляя за собой черноту, направился дальше.


Поэтому с утра мы снова отправились на работу.


           По пути ребята перепроверили места вчерашних работ, дотушили оставшиеся очаги горения, расчистили сваленные поперек минполосы деревья и т.д., чтобы "огненный зверь" не возродился вновь.






            Убедившись, что опасности возгорания на этом участке нет, мероприятия по созданию минполосы продолжились дальше. Но копать на новом месте уже было сложнее - сосновый бор сменился густым лиственничником, появилось много сухостоя.






           У Ньургуна, который в тот день занимался распиловкой, работы стало на порядок больше. В конце концов дошло до того, что пришлось немного подточить цепь на бензопиле.


Периодически точили и лопаты - главный инструмент защитника леса.




           Лопаты совсем не новые. Вот например, та, которую показывает Эдик, гораздо старше многих ребят, работающих в "Авиалесохране" - выпущена 1980 году. Интересуюсь, неужели нет денег на приобретение новых. Отвечают, что дело не деньгах, а в качестве. Новые лопаты не выдерживают нагрузок, быстро ломаются.


            После обеда на небе появился вертолет, занимающийся осмотром и обслуживанием лесного пожара.  Я попрощался с мужиками и побежал на то место, где должен был приземлиться наш транспорт.


          На тот момент пожар не был полностью потушен, но не совру, если скажу, что его главные силы были сильно подорваны. Мужики спасли не одну тысячу деревьев, буквально своими руками заслонив бушующую огненную стихию.


Но и леса было уничтожено немало... И об этом с высоты птичьего полета еще долго-долго будут напоминать чернильные пятна пожарищ.




           P.S. В вертолете Святослав Васильевич предложил поехать с ним в Горный район. Я с радостью согласился и через некоторое время вертушка довезла нас до Бердигестяха.


Здесь нас ждал со своей командой начальник Бердигестяхского отделения  "Авиалесохраны" Гуторов Михаил Григорьевич.


          Горела тайга неподалеку от села Шологон. Мы перебросили всех на место пожара, затем с Шологона забрали дополнительные силы - мобилизованный из числа местных жителей отряд. Кстати, весьма похвально, что с ними был и сам глава наслега.






         Здешний пожар с вертолета почти не фотографировал. Дым стоял такой, что хоть топор вешай. Пришлось даже переключится на ручную фокусировку, так как "автомат" совсем не хотел слушаться. Пожар был серьезный, но как позднее я узнал, и он был через пару дней ликвидирован.








                  Тем не менее, сейчас во многих местах еще горит тайга и дым пожарищ, словно напоминание о том, что гораздо бережнее надо относиться к природе, до сих пор ощущается во многих населенных пунктах нашей республики.

репортаж, экология

Previous post Next post
Up