Российскую империю сгубили не большевики, не Первая мировая и не экономические и политические промахи. Российскую империю сгубила идиократия.
Проще всего объяснить это явление на примере вертикально интегрированной госкомпании. Любой, но на уме вполне конкретный пример, наблюдаемый как со стороны подрядчика, то есть с моей, так и изнутри коллегами, что в этой госкомпании работали или работают. Если верхнюю должность занимает человек заслуженный, но невеликого ума, то заместители не должны превосходить его интеллектом, дабы на их фоне сиять. И так далее сверху вниз. В идеале, сотрудники филиалов думать вообще не обязаны, а только исполнять, для чего их подгружают бессмысленной бумажной работой.
За примерами времен империи отсылаю к Салтыкову-Щедрину, например. Тоже, кстати, знал систему изнутри.
А поскольку государство у нас тоже суть вертикально интегрированная компания, то...
Так вот, про
госуслуги. Впервые столкнуться с ними мне пришлось при смене водительских прав в этом году, и эта процедура, судя по всему, наиболее отлажена. Когда супруга меняла права летом, ей удалось заполнить форму заявления только с третьей попытки, мне же в сентябре хватило и одной. Правда, при регистрации на портале пришлось походить по граблям.
Прихожу я в Банк Москвы, слившийся ныне в экстазе с ВТБ, подтвердить свою личность... и у сотрудника банка для существующей учетной записи это не получается, а получается только для вновь создаваемой. Ладно, будем входить не по почте, а по СНИЛС... Два дня попыток и перезвона с техподдержкой, пока не выяснилось, что не во всех браузерах ссылка "Вход по СНИЛС" видна, а по умолчанию доступен вход в учетную запись по электронной почте, и нет, эти две учетки объединить нельзя, можно только удалить...
В общем, осадочек в виде впечатлений о
месте произрастания рук разработчиков портала все же остался. Успешная замена прав этот осадочек слегка разбавила, но...
Когда родился малыш, я снова пошел на госуслуги, чтобы два раза в ЗАГС не бегать. Заявление подал успешно, только ЗАГС в городе-миллионнике (третий в стране!) можно выбрать всего один, зато на старой доброй Богдашке. Прихожу в назначенное время в ЗАГС...
Тут-то и выяснилось, что перечень документов, которые требуется иметь с собой, указанный на портале, слегка неполон. Мало того, что свидетельство о браке помечено, как необязательное, так еще и, при разных фамилиях, требуется заполненное согласие второго супруга на присвоение определенной фамилии. Шесть лет назад такой бумажки не требовалось. "Ну, это бета-версия, они [разработчики] сами ничего не знают", - успокоили меня в ЗАГСе.
Прописав малыша по месту жительства, в третий раз я забросил в море невод пошел на госуслуги, чтобы встать в очередь в детский сад. Шесть лет назад местная электронная очередь уже была, с собственным сайтом и живыми тетеньками где-то посередине документооборота, из-за спорадических обновлений сайта мы свою очередь чуть не пропустили. Казалось бы, сейчас ничто не предвещало, однако...
Первое заявление - отказ без комментариев (Новосибирская область). Меняем желаемый порядок садиков - снова отказ. Оставляем один садик - опять отказ. После четвертой попытки откладываю процедуру на завтра.
Утром с работы делаю контрольный выстрел в голову еще одну попытку с тем же результатом. видна закономерность - отказ приходит в течение 10 секунд после приема заявления. Скорее всего, сервер госуслуг пытается отправить заявление куда-то, терпит фиаско и возвращает отказ с пометкой "не принято местным органом власти" (или какие у них там коды ошибок). Пишу в техподдержку обращение с порядком действий и скриншотами, в качестве одного из вариантов предлагаю: если услуга недоступна в нашем регионе, уберите ее с портала к Бениной маме, дабы глаза не мозолила.
Спустя полдня при нулевой реакции на обращение звоню в техподдержку:
Я: Кто виноват и что делать?
ТП: Ну вот тут у вас написано "отказ (Новосибирская область)", это местное Министерство образования, вы сами должны позвонить туда и все выяснить...
Я: Объясните мне, глупому, как человек может отказать за 10 секунд?
ТП: Ну вот тут у вас написано "отказ (Новосибирская область)", это местное Министерство образования, вы сами должны позвонить туда и все выяснить...
Я (смекнув, что тест Тьюринга провален): За чтож вы ботик потопили, гады?! У вас мое обращение есть? Есть. Обязаны отреагировать? Обязаны. Выполняйте!
Делать нечего, пошел в местную администрацию. Надо сказать, у нас относительно недавно три района соптимиздили объединили в один округ, и куда идти, было не совсем понятно, так что я пошел в ближайшую, т.е. своего района. Там оказался маленький МФЦ, который как раз в это время не принимает заявления на постановку детей в очередь, потому что специалиста нет, а принимает только в администрации другого района.
Поехал в администрацию другого района. Там девушка наконец-то принимает заявление, причем проводит его тоже через госуслуги, но, видимо, через другой интерфейс, потому как через день прилетело уведомление с портала, что заявление успешно зарегистрировано.
Неделю спустя получаю ответ на свое обращение в техподдержку:
"Уважаемый...! Ваше предложение по исключению услуги "Запись в детский сад" из перечня доступных на основной версии Портала госуслуг передано ответственным лицам.
Благодарим за обращение на Портал госуслуг."
Как говорится, комментарии излишни.