Даже если вам немного за тридцать, почти наверняка вы помните время, когда большинство чтива, и документального, и новостного, и художественного, и рекламного было бумажным
И журналы в том числе.
Многие скорее всего сталкивались с кипами старых журналов где-нибудь на чердаке бабушкиной дачи. Таков был обычный путь развлекательного контента: в подшивку, в макулатуру и на растопку. И все же первыми в моем детстве были страницы пусть желтоватые, но свежие. И, внезапно, совсем не детские.
Дедушка, долгие годы возглавлявший профсоюз Западно-Сибирской железной дороги, был патриотом, отличником боевой и политической, а потому выписывал суровый советский сатирический журнал «Крокодил». И картинки там были веселые и подчас такие, что сегодня попадают в категорию 18+
Собственно, картинки меня тогда и интересовали больше всего, но потом я смог читать тексты... С тех пор у меня довольно странное чувство юмора. И пусть стендап мне чужд, больше люблю находиться за сценой, чем на сцене, но, если мой сын когда-нибудь захочет, я знаю, кто будет писать ему скетчи.
А потом была бабушкина дача (другой бабушки), и были номера старейшего развлекательного журнала в России. На даче номера, а дома подшивки
Дело, разумеется, в том, что в «Вокруг света», кроме познавательных очерков и документальных репортажей о тех странах, где тогда побывать можно было лишь глазами Юрия Сенкевича, печаталась и художественная литература, переводные детективы и фантастика. И многие рассказы потом всплывали разве что в полных собраниях сочинений. Вот вы помните
«Отпрыск Макгиллахи» Брэдбери? Скорее всего только отсылку к нему из «Кто подставил кролика Роджера» Земекиса
Три года младенцев играть! Отд-а-ай мою сигару! А-а-а!
Именно в этих подшивках я наткнулся на «Пасынков Вселенной» Хайнлайна, и много позже для меня уже не было неожиданностью, что «Чужак в земле чужой» и «Звездная пехота» (эх, зря наши надмозги обозвали фильм «Звездным десантом») написаны одновременно.
А «Технику - молодежи» в семье даже выписывали. И не только ради фантастики
Конечно, именно там я прочитал «Планету Роканнона» Ле Гуин, которая ныне не то что 18+, а впрямую нарушает некоторые нормы законодательства, но именно фантастическая часть в пору моего сознательного чтения там была довольно слабой. Зато технические статьи мы, помнится, даже анализировали на занятиях по ТРИЗ.
А с фантастикой неловко так получилось, Как известно, сэр Артур Кларк симпатизировал Советскому Союзу и много публиковался, но однажды сильно подставил редакцию «ТМ», наградив русских персонажей «2010: Одиссея-2» именами персон нон грата. Это все равно что сейчас кто-нибудь рискнет издать роман, где главных героев будут звать Борис Борисович, Андрей Вадимович и Максим Александрович. Цензура не оценила тонкий английский юмор, и литературную редакцию разогнали, а журнал едва не закрыли.
Потом была перестройка, и был литературный журнал «Юность»
Ну то есть и до перестройки он был, но именно во второй половине 80-х там было опубликовано немало интересного. А мной, соответственно, прочитано. Конечно, и здесь качество подчинялось закону Старджона... Однако, кроме конъюнктурных «Детей Арбата» Рыбакова, которые по этому закону относятся к 90%, были ведь и «Рукописи не возвращаются» Арканова и «Отягощенные злом» Стругацких. Два одинаковых литературных приема и, в обоих случаях, лучшие (но не точно!) произведения авторов.
Но все же я был обыкновенным ребенком, и детские журналы тоже читал (и на бабушкиной даче, да). Но это уже другая история...