Прошедшей
библионочью я попал на нескучную лекцию о жанрах в литературе вообще и в фантастической литературе в частности. Попал незапланированно - и замечательно провел время
Казалось бы,
Спрашивается: что суше всего? Отвечаем лекция!
Однако, если интересен сам материал, и легка его подача, то лекция становится вовсе даже не сухой. Особенно, если ты сам когда-то на эту же тему копья ломал.
...Еще не было такого термина, как интернет-троллинг, не было даже кащенитов, а интернет-форумы находились в состоянии, близком к противозачаточному, но срачи дискуссии в эхоконференциях уже вспыхивали чуть менее чем регулярно. На тему одних только Стругацких я помню несколько сетевых войн.
И многие из таких битв в околокнижных эхах начинались из-за жанра. Помню, один из мелкосрачей вызвал лично я, назвав сочинения Валентина Иванова историческими. Нет, история-то там была, но куда в меньших объемах, чем у другого известного в те времена беллетриста, Пикуля. Сейчас бы «Русь изначальную» назвали бы бояръ-аниме славянским фэнтези...
Не менее регулярно в SU.BOOKS задумывались, а относится ли фантастика не то что к большой литературе, а к литературе вообще. Эстеты поливали окружающих презрением, составляли списки 100500 лучших книг (в которые, внезапно, не всегда попадала большая литература). Правда, стоило при таком эстете упомянуть Пелевина или, чуть позднее, Макса Фрая... Оппонента тут же распирало, а дальше все зависело от того, насколько далеко он успел уйти по главной последовательности. То есть он либо необратимо расширялся и забрызгивал окружающих авторитетом, либо тихо коллапсировал под плинтус Шварцшильда.
Случалось и вашему покорному слуге набросить смысла на вентилятор. Но с писателем Лукьяненко и его фэнами мы таки поругались не из-за моей оценки его творчества (время показало, что вполне справедливой), а из-за политики модерирования...
Вот таким образом и сложилось у меня мнение о том, что понятие жанра весьма условно, и служит больше для раскладывания по полочкам. Именно это я услышал и на лекции.
С функцией жанра как одной из метрик качества я, конечно, поспорил бы: если книга стоит на полке с надписью «фэнтези», это не означает, что она непременно плоха
А вот определение большой литературы было предложено даже более широкое, чем я привык считать: не только про качество текста, но и про попытку объяснить мироустройство. И, возможно, это на самом деле так: детективы писали и до «Преступления и наказания» (Эдгар наш По был хоть и алкоголик, но мы его любим совсем не за это), но именно Достоевский первый занялся психоанализом. А теперь этот самый психоанализ выпячивают в каждом втором детективном сериале.
В общем, тот самый редкий случай, когда мнение докладчика совпадает с твоим собственным, и ты чувствуешь себя старым мудрым Кроликом.
Надо, наверное, посмотреть: возможно, в современной сибирской фантастике есть что-нибудь хорошее. Должно же быть что-то, кроме любимых массами попаданцев и вампиров.