Чем больше побед пластмассового мира, тем чаще мы обращаемся к старым добрым образам будущего родом из детства наших родителей (а для кого-то бабушек). Неуютное оно какое-то, реальное будущее. На том берегу океана вышло уже два многосерийных проекта в стиле ретрофутуризма:
«Разделение», где ретрофутуризм был мягкий офисный, и
«Здравствуй, будущее!», где американские пятидесятые были в это самое будущее тщательно перенесены и встроены.
И вот из комедийных короткометражек вырос наш, отечественный, ретрофутуризм. Советский в хорошем смысле этого слова
И знаете что? Получилось не хуже.
Сериал «Кибердеревня» вырос из короткометражных видеошуток о деревне на Марсе. Для полного метра (а «Кибердеревня» - это именно многосерийный фильм со сквозным сюжетом) вселенную слегка расширили до некоего альтернативного будущего, где есть и современный нам капитализм с его гримасами в виде подписок, и социалистическое будущее в духе Стругацких. Ну, почти
Click to view
В этом мире на Марсе, конечно, цветут яблони и растут электроберезки
Люди колонизировали всю Солнечную систему и живут даже на орбиталях, предложенных еще Ларри Нивеном в «Мире-кольце» и внедренных в промышленных масштабах Иэном Бэнксом в «Культуре», но в кинематографе такого до сих пор не было даже во вселенной Звездных Войн. Собственно, здесь и начинаются многочисленные отсылки не только к отечественной, но и к мировой массовой культуре. В хорошем смысле этого слова.
Между планетами проброшена сеть космических поездов на варп-двигателях с подозрительно знакомым логотипом и цветовой гаммой вагонов
А поднимаются к станциям с поверхности, конечно же, на космическом лифте. Однако изнутри лиф выглядит так знакомо, так уютно
Здесь открывается еще один слой, ностальгический для старшего поколения. Орбитали, внезапно, застроены панельками 70-80-х годов, а промышленные зоны вроде Плутона выглядят, как... как промзоны. С шахтерами, мизерной зарплатой и безнадегой
Пороки современного капиталистического общества процветают и в этом ретробудущем
Но «Кибердеревня» все же не суровая НФ, а сатирическая комедия. И постмодернизм.
Исходные ролики были стилизованы под видеоблог, а потому постоянно ломали четвертую стену, на манер реалити-шоу. Этот подход унаследовал и сериал
А вот чего не было в оригинале, так это огромного... нет, ОГРОМНОГО!!! количества цитат и отсылок. Тем, кто постарше, кроме теплого лампового мира предлагаются и «Любовь и голуби»
Тем, кто помоложе - «Аватар», «Пространство», «Бегущий по лезвию»
И «Чаппи»
Но и в этом смысле фильм глубже, чем кажется. Ведь и «Чаппи» вырос не на пустом месте.
Один из главных героев отсылает нас сразу к трем персонажам
Глядя на маленького дроида, поколение помладше вспомнит Валли, поколение постарше - Номера Пятого, а настоящие гики вспомнят влюбленного робота из «Лексс».
И, несмотря на недостатки, персонаж вызывает даже сочувствие. Мой младший очень за него переживал, подрастет - будет переживать за Бендера (не того, который Остап Ибрагим и еще двенадцать имен, а того, который Родригес).
И вот так в «Кибердеревне» чуть менее чем все. Обычно, когда создатели пытаются угодить и большому зрителю, и маленькому, редко получается что-то хорошее, вроде того же «Чебурашки» или «По щучьему велению». Так вот, у создателей сериала получилось.
После эффектного клиффхэнгера открытого финала нам обещают новогодний спецэпизод. Надеюсь, он не уронит планку лучшего фантастического сериала этого года.