От смешного до великого

Jul 30, 2023 21:38


Иногда великое становится смешным, а иногда - смешное великим. Разница только в масштабах и временной отдаленности.

В этом году режиссеру Гайдаю исполняется 100 лет, и к знаменательной дате иркутский «Гайдай-центр» привез в Новосибирск выставку, посвященную самым известным его фильмам



Да, это у вас в столицах понатыканы развернуты «Ельцин-центры» и прочие памятные учреждения в честь угасших звезд большой политики. Иркутянам же повезло только с одной звездой, и потому они значительно ближе к народу.

И буквально в последний день работы выставки нам удалось на нее посмотреть



Выставка начинается с телефонной будки из «Ивана Васильевича»



и портретов источников вдохновения Гайдая, то есть авторов исходных произведений или соавторов, в случае оригинального сценария



Затем мы видим реконструкцию кабинета Леонида Иовича по фотографиям и воспоминаниям очевидцев. За печатной машинкой - копия фельетона, который стал основной для сценария «Пес Барбос и необычный кросс»



Возможно, фигурка Чаплина не особо аутентична, но работы великого комика сильно повлияли на первые работы Гайдая, в хорошем смысле этого слова. Собственно, качество картин и начало падать, когда он отошел от Чаплинских приемов



Для любителей старины - типичная радиола. Ну, не совсем типичная, с пассивной акустикой



От места работы - к собственно работе. Копию сценария «Бриллиантовой руки» с раскадровками предоставил Музей кино





Артефакты из фильмов, ставшие знаковыми. Только благодаря «Бриллиантовой руке» поколение Z знает, какой была форма таксистов



А вот шлем Моргунова - это еще и социальная реклама: в год выхода «Кавказской пленницы» в ПДД ввели обязательные каски для мотоциклистов, и на некоторое время именно этот фасон стал модным



Тоже артефакты старины, но и реквизит: пылесос и телевизор из квартиры Шурика в «Иване Васильевиче»



И эта экспозиция строится вокруг предметов с рабочего места режиссера: стул, пиджак, камера



мегафон и пепельница



У стены тоже стоит реквизит



В витринах - фотографии и автографы артистов, игравших у Гайдая



А на стене - фотографии тех, кто не сыграл. Ну или сыграл, но не в тех фильмах, на которые пробовались. Например, тот факт, что на роль Шурика пробовался молодой и перспективный Петросян, позволяет киноблогерам ежегодно петросянить на тему. А вот Белявский вытянул бы спорную экранизацию «12 стульев», но что имеем, то имеем



Немного о начале творческого пути Леонида Иовича. Только благодаря том, что он был помощником режиссера на фильме «Ляна», эту заслуженно забытую комедию все еще помнят



Зато первые работы Гайдая в качестве режиссера забыть невозможно. С любовью (к материалу) и уважением (к законодательству) воссоздан интерьер из «Самогонщиков»



Этикетки поправлены, дабы не смущать неокрепшие умы, не достигшие рейтинга 18+, на который ныне тянет эта знаменитая короткометражка



А вот аутентичных кошечек не оказалось, пришлось брать в экспозицию самое близкое, что нашлось



Шкатулка из «Бриллиантовой руки» и шприц Жане из «Кавказской пленницы». А мы-то были уверены, что коням именно таким шприцом уколы и ставят



Во втором зале - настоящий монтажный стол





Хлопушка не настоящая, для фотозоны. Но служили хлопушки именно для монтажа: отметить начальную точку кадра на пленке и в звуковой дорожке



Мотоколяска, она же «инвалидка» из «Операции Ы»



С этого экземпляра только движок снят, в остальном это та самая комплектация, с ручным управлением



Стенд композиторов, работавших с Гайдаем (а Зацепин, чтоб он был здоров, побывал на выставке лично и даже рассказывал о совместной работе). По телефону можно услышать Аиду Ведищеву, певшую за Варлей про медведей



А на этих интерактивных экранах, в этих советских наушниках можно услышать музыку из фильмов



Немного артефактов, связанных с худсоветом. Это сейчас акт цензуры по звонку совершается, а при советской власти видимость демократии все же существовала: решение, пущать или не пущать, что вырезать, а что оставить, принималось колллегиально. Разумеется, экскурсовод рассказал апокриф о последнем кадре «Бриллиантовой руки» как реальные события



И, если фильм допускался к показу, начиналось то, что ныне называется промо-кампанией



В те годы не было цифровых носителей, нести культуру в массы приходилось на том, что есть, поэтому, кроме широкого проката, фильмы выходили и в узкий, восьмимиллиметровый. Приходилось урезать под требования формата (10 минут на катушку), добавлять титры, и получившийся медиапродукт иногда больше напоминал современные киноообзоры, и даже менял название





Наконец, в небольшом зале можно было почувствовать себя настоящими зрителями на настоящей премьере. Даже с головами на экране



Экскурсия тактично обходила творческие провалы: все же, начиная с неоднозначных «12 стульев» качество картин Гайдая понемногу устремилось вниз. Уже «Спортлото-82» выглядел рекламным роликом с раздутым бюджетом, а трэш про Дерибасовскую я просто не смог ни разу досмотреть до конца. Справедливости ради, другой из трех великих советских комедиографов - Рязанов - в девяностые тоже сдулся, последним его великим фильмом была «Забытая мелодия для флейты». Творческую планку удержал только Данелия, и то она едва не пала, если бы не великолепный анимационный ремейк «Кин-дза-дза».

Иногда смешное становится великим, а великое - снова смешным. Главное, точно уловить момент и завершить карьеру до этого снова.

Гайдай, #тосамоелето, Новосибирск, музеи, кино, краеведческий музей

Previous post Next post
Up