Крестному отцу киберпанка Уильяму Гибсону не везет с экранизациями. Правда, это с какой стороны посмотреть: у Кинга их существенно больше, но адекватные из них только те, что сняты Фрэнком Дарабонтом, а остальные либо откровенно плохи, либо очень сильно по мотивам («Бегущий человек», «Газонокосильщик»). У Гибсона же было два плохих фильма («Джонни-мнемоник» и еще один), а остальное замирало на различных кругах производственного ада.
И вот теперь есть у Гибсона и хорошая экранизация
Относительно свежий цикл «Периферийные устройства» включает пока всего два романа, по первому из которых и снят сериал.
И это вовсе не про укрощение взбесившегося принтера эникейщиком 80-го уровня.
Как обычно, название «The peripheral» сыграло злую шутку с переводчиками, ведь смыслов в нем как минимум два. В романе и в сериале это слово используется как термин - перифераль - и означает дистанционно управляемого андроида, мозги которого слишком куцые для самостоятельных действий уровнем выше, чем «стой там, иди сюда»
Click to view
Но есть и прозрачный второй смысл: о том, что чужими руками жар всегда загребать сподручнее. И человек может даже и не догадываться, что им манипулируют.
Некоторые критики поспешили назвать экранизацию разочарованием года, в основном из-за Хлои Грейс Морец. Ну да, у нее скорее типаж, чем актерское дарование, однако играть лицом она внезапно умеет.
Дело в том, что создатели решили вместо мигания лампочек, нимбов и прочих спецэффектов взять на вооружение Станиславского и показать подключение оператора к периферали только закадровым звуком и мимикой. То есть каждый раз на крупном плане нужно было сыграть пустую оболочку, в которой кто-то появляется. Так вот, актриса справилась, и, что удивительно, хорошо справилась.
Диалоги, конечно, несколько затянуты и витиеваты для боевика, но через диалоги нам подают детали мира, и динамики они не портят.
Кстати, о мире. Опять-таки, интересный кинематографический прием. Мир будущего нарочито пластиковый, словно напечатанный на 3D принтере
Мир настоящего (ну, точнее, ближнего прицела) - обычная американская деревня в глуши, которую по местным традициям почему-то называют городом. Живая и настоящая
Конечно, без повестки дня нынешнего не обходится: тут и расовое разнообразие, и сильные женщины с конями на скаку. Но, черт возьми, здесь хотя бы русские олигархи не карикатурные (чего даже «Довод» не избежал), да еще и занимают одну из трех ветвей власти в Лондоне будущего. Правда, название, предложенное Гибсоном - клептархи - с одной стороны, архиточное, однако на сем лучше умолкнуть, ибо еще обидится кто.
Действие обрывается не то чтобы внезапно, часть сюжетных арок завершена, но концы оставлены на второй сезон. Видимо, это будет экранизация второго романа, «Агенты влияния».
Будем посмотреть. В любом случае, «Периферийные устройства» выглядят лучше, чем еще один продукт Amazon прошедшего года, который не отругал уже только ленивый. Но это уже другая история...